МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Михаил Кононов
ГОЛАЯ ПИОНЕРКА

Версия для печати

Небеса пионерки Мэри

Что касается романа, то «Голая пионерка» Кононова – точно просчитанная провокация, рассказ о том, как насилуются человеческие идеалы. Что до одноименного спектакля, то Кирилл Серебренников попытался доказать: идеалам все нипочем.

Пионерке Маше Мухиной (воинская профессия – пулеметчица) комиссар объяснил очень популярно, почему она должна давать все без разбора: баба, брезгующая бойцом Красной Армии, - дезертир. Соответственно, не дала – расстрел. Назидая, комиссар то тискает подопечную, то угрожает ей пистолетом, то рокочет что-то про «Широкастр» (одолеть всю фразу целиком – в смысле «Широка страна моя родная…» - изнуренный алкоголем и контузией вояка не в состоянии). Пионерка, чуть поежившись, отвечает: «Всегда готова!» и слово держит неукоснительно. Вот, собственно, и весь сюжет.
Писатель Михаил Кононов насытил его многочисленными штампами и клише советского новояза, сформировавшегося за 70 лет существования строя. Задумав разоблачить главный миф этого строя – о Великой войне и народе-победителе, - Кононов так увлекся игрой слов, что ее избыточность едва не погребла под собой и миф и сюжет, и саму идею, хотя столь необходимый для полноценной раскрутки товара скандал все же удалось спровоцировать.
Автор инсценировки Ксения Драгунская нещадно текст сократила, сведя его к истории о девочке, которая сбежала на фронт, чтобы отомстить за убитых родственников, а вместо этого стала полковой подстилкой. Правда, режиссер Кирилл Серебренников выкинутые словесные штампы с успехом заменил сценическими. Катание на старом велосипеде – символ прежней счастливой жизни. Кадры фильма «Цирк», проецирующиеся прямо на актеров, - символ навязываемого людям придуманного идеала. Десятки тяжелых солдатских сапог, с грохотом падающих на сцену с верхотуры, - символ начала войны. «Сражение» двух песен – того самого «Широкастра» и куплетов Марики Рекк из «Девушки моей мечты» - символ единства природы фашизма и сталинизма. Кажется, весь спектакль скроен из цитат и автоцитат. Они нужны режиссеру, чтобы воссоздаваемый им на сцене советский миф был предельно узнаваем. Но их обилие плюс желание режиссера каждый свой образ и символ разжевать утомили бы любого зрителя, если бы не Чулпан Хаматова.
Серебренников предложил ей сыграть в образе затраханной Маши Мухиной одновременно и пионера-героя, и валькирию в полете, и бесстрашную Мэри, которая «из пушки в небо уйдет», и вознесшуюся на небеса Марию, мать Иисуса. Актриса все это исполнила мастерски, но главное – она сыграла доверчивую, беззащитную, не судящую никого блаженную, которая взвалила себе на плечи все грехи своего времени, своей страны, товарищей по оружию и смиренно несет этот крест. Мгновениями ее смирение так пронзительно, что начинаешь верить: им и спасемся.

 

Елена ГРУЕВА
«Ваш досуг», 19-27 марта 2005 года

 

 

ГОЛАЯ ПИОНЕРКА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".