Версия для печати
Пробиться к подлиннику
Режиссер Юрий Еремин, прославившийся одной из самых жестких постановок чеховской «Палаты № 6», прежде мелодрамами не увлекался. А тут вдруг «Дама с камелиями» - самая избитая и сентиментальная. Почему для своей первой работы на сцене театра «Современник» Юрий Иванович выбрал именно это произведение Дюма-сына, попыталась разобраться обозреватель «ВД» Елена Груева.
Скажите, кто все-таки предложил эту пьесу, вы сами или театр?
Галина Борисовна Волчек предложила мне поставить спектакль, где могла бы участвовать молодежь, – в театр как раз были приняты юные выпускники Щепкинского училища. Я дал на выбор несколько названий, среди которых была и «Дама с камелиями». И вдруг Волчек призналась, что о «Даме…» мечтает уже лет 20. Я сразу предупредил, что не буду ставить пьесу. Она слишком архаична – Маргарита минут 20 умирает на руках Армана с очень эффектным для XIX века монологом – и слишком заиграна: Грета Гарбо, Изабель Юппер, «Травиата», «Мулен Руж» снят по этому же сюжету. Короче, я обратился непосредственно к роману Дюма-сына. Актуальный, интересный, даже по-своему авангардный текст со сложной композицией романа-воспоминания. Там есть множество персонажей и даже несколько сюжетных линий, которые из пьесы выпали. Зато нет этого жирного, настырного мелодраматизма.
Значит, у вас будет спектакль-воспоминание?
Да, этот ход я взял за основу нашего спектакля. Все происходит в квартире уже умершей Маргариты, где аукционист распродает ее вещи. Арман приходит на торги, и каждая вещь каким-то образом отзывается в его памяти.
Я видела на сцене огромные зеркала, настоящие антикварные вещи. Это зачем?
Мне хочется сделать спектакль цветным. На фоне монохромного нынешнего театра мы все соскучились по буйному цвету. Герои – французы XIX века, вольной эпохи смешения стилей и культур. Тогда Европа увлекалась Востоком, с восточных мотивов, собственно, и начался модерн. И мы используем восточные мотивы, преломленные модерном.
Какие роли достались молодежи?
Главные. Ребята оказались замечательно одаренные. Нельзя заранее хвалить, поэтому просто назову имена: Клава Коршунова – Маргарита Готье, Антон Хабаров – Арман, Даша Белоусова – Прюданс, подруга Маргариты. То, что эти ребята молоды, для меня принципиально. Когда великая Грета Гарбо сыграла Маргариту в 42 года – это одна история. Но когда гибнет только что вошедшая в жизнь, неоперившаяся девочка – совсем другая. Ребята еще ничего не забыли: ни первой влюбленности, ни ошалелости от любви. У них работает аффективная память. И цинизм еще не стал абсолютным.
В нашем мире все названо и все фальшиво. Мы приучились не то что фальшь принимать за искренность, но, даже зная, что перед нами фальшь, называть ее искренностью. Мой спектакль – о подлинных чувствах и страстях человеческих. Он так и называется «Подлинная история М. Готье по прозвищу «Дама с камелиями». Молодые люди нашли друг друга, но обстоятельства… Обстоятельствам непременно надо противостоять, никогда им не поддаваться. Воспитание чувств и воспитание чувствами – вот мы о чем.
Сегодня, когда техника позволяет творить любые чудеса, от актера требуется в первую очередь предельная достоверность и глубина. Молодое театральное поколение стремится к подлинности, как и вообще сейчас молодежь ищет искренних отношений с бытием. Молодые ребята в нашем спектакле правильно воспитаны и очень хорошо обучены. И мне кажется, что они способны донести свои чувства до зрителей.
Елена ГРУЕВА «Ваш досуг», 11 февраля 2005 года
|