МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Теннесси Уильямс
СЛАДКОГОЛОСАЯ ПТИЦА ЮНОСТИ

Версия для печати

Золотой мальчик

Он - баловень судьбы. Небеса способствуют его необыкновенному везению на людей, ситуации, обстоятельства и открытия. А как еще можно сказать про артиста, к двадцати двум годам сформировавшего себе пристойную биографию в кино, а недавно появившегося на подмостках одного из самых значительных театров Москвы, да еще в такой роли, за которую коллеги готовы драться. Плюс к этому - у самого громкого и экстремального режиссера, не говоря уже о партнерше - звезде заоблачного масштаба. Сейчас Юрий Колокольников, выпускник Щукинского училища, обладатель древнеримского профиля (кстати, он мечтает когда-нибудь сыграть Юлия Цезаря) и удивительно практического склада ума, считается весьма многообещающим героем отечественной сцены и экрана. Колокольников производит двоякое впечатление. С одной стороны он - абсолютный представитель нынешнего молодого поколения, с другой - совсем не соответствует традиционному облику творческого человека. Известно ведь, что многим артистам в силу их повышенной эмоциональности свойственно больше витание в облаках, нежели твердое стояние на земле. А если взглянуть на то, как складывается творческий путь Юрия, то бросается в глаза, что везение здесь умножено на деловую хватку, умение четко мыслить и оценивать, жесткую требовательность по отношению к себе и своей работе. Наверное, здесь сказывается и длительное проживание Юрия за океаном - в Америке, где, как известно, без подобных качеств не то что карьеру не сделать, но и элементарно не выжить. Впрочем, сейчас и у нас такие вещи в цене. Правду говорят, что судьба щедро одаривает тех, кто умеет разгадать ее знаки и воспользоваться предоставленными возможностями. Глядя на него, думаешь: какая загадочная природа. Если припомнить его институтские "пробы пера", - принц Гамлет и император Калигула, - то складывается облик этакого интеллектуально-психопатического героя, человека, настолько свободного внутренне, что возникают сомнения в стойкости его рассудка. Но при этом Юрий Колокольников не менее впечатляющ в образах людей светлых, душевных и обаятельных. Или даже совсем обычных. За невинным взглядом может угадываться жестокость, а за непроницаемостью - беззащитность. Воистину гремучая смесь.

Юрий обладает редкой киногеничностью. Есть ощущение, что камера влюблена в него - настолько удачно он смотрится на экране. Неудивительно, что наши мэтры от синема, разглядев этот немаловажный момент, частенько приглашают его. В послужном списке молодого артиста пока немного по-настоящему серьезных ролей, но зато фильмы, в которых он снялся, знают все. Это и странная лирическая история "Зависть богов" В. Меньшова, и рождественская сказка "Леди на день" Д. Астрахана, и, конечно, военная драма "В августе 44-го…" М. Пташука. Достоин уважения тот факт, что Колокольников не "сидит в телевизоре", то есть не тратит себя на сериалы. Исключение составляет "Дневник убийцы" Кирилла Серебренникова, где в первых двух сериях Юрий сыграл ополоумевшего юнца-красноармейца, лихо командующего расстрелами невинных людей. Но "Дневник…" - не сериал даже, а полноценное кино, снятое с европейским шиком, и появление в нем - весьма достойный факт для биографии. Фильм этот стал для Юрия судьбоносным: именно там они с Серебренниковым сошлись в работе, и это определило их следующую встречу. Встречу, о которой сейчас говорят как о самом впечатляющем событии сезона. Имею в виду спектакль театра "Современник" "Сладкоголосая птица юности", ставший театральным дебютом Юрия Колокольникова.

Чувственная и горькая история Теннесси Уильямса и Кирилла Серебренникова о несбывшихся мечтах, разбитых судьбах и огромном желании жить шокирует жестокостью, увлекает страстностью и трогает до слез. Центр спектакля - дуэт молодого артиста и восхитительной примадонны "Современника" Марины Нееловой (кстати, это не первая их встреча: они вместе снимались в фильме Д. Астрахана "Леди на день"). Бывшую кинозвезду Александру дель Лаго и бойкого альфонса Чанса Уэйна связывает одновременно все и ничего. Они чужие люди с разных планет, отчаянно нуждающиеся в любви и тепле. Ей хочется безоговорочного преклонения, ему - удовлетворения своего тщеславия. Бывший первый красавец в городке, Чанс Уэйн мечтает подъехать на кадиллаке к дому бывшей возлюбленной, увезти ее в Голливуд, чтобы вместе стать звездами. Однако мечта повернется к нему спиной. Он окажется не нужен ни возлюбленной, ни кинозвезде. Пытавшийся быть жестоким и использовать людей в своих целях, Чанс напорется на свою жестокость, как на нож, который найдет его в финале. Юный жиголо окажется "чудовищем поневоле", поставившим жизнь не на ту карту, отчего все дальнейшее становиться ошибкой. В этой роли Юрий Колокольников показал, что сцена подвластна ему не меньше, чем экран, и продемонстрировал удивительную актерскую зрелость в умении играть судьбу и чувства, страсть и смерть, трагедию и просветление. Конечно, сейчас становится немного боязно, поскольку за столь мощным первым шагом хочется увидеть не менее достойные следующие. Надеюсь, однако, что за этим дело не станет. Неспроста имя его героя - Чанс - созвучно со словом "шанс". Таковой будет. Главное - не упустить.

Алиса НИКОЛЬСКАЯ
"Театральная касса" №3, 2003

СЛАДКОГОЛОСАЯ ПТИЦА ЮНОСТИ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".