МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Биляна Срблянович
МАМАПАПАСЫНСОБАКА

Версия для печати

Цирковое светопреставление

Театр Современник, решивший быть верным своему названию, в этом сезоне сделал ставку на молодое режиссерское поколение. Не столь давно Кирилл Серебренников с успехом представил здесь "Сладкоголосую птицу юности" Т.Уильямса. Ему на смену тут же пришла стремительно набирающая популярность Нина Чусова. Ставка сыграла, а вышеназванные спектакли привлекли в театр внушительное число молодежной публики.

Нина Чусова обожает жанр эксцентрического шоу. Клоунада - его непременный атрибут, а любая сцена по велению режиссера словно бы округляется и начинает походить на цирковую арену. Причем абсолютно неважно, ставит ли она Гоголя, Синга, Ибсена или гибрид Шоу с Курочкиным. Комедиантские мотивы и приемы Чусова способна найти где угодно и внедрить куда пожелает. То же самое сегодня проделано с пьесой "Семейные истории" сербского автора Биляны Срблянович (перевод Сергея Гирина). Свято веря в то, "что наша жизнь - игра", Чусова властно заставляет странных героев пьесы и актеров Современника этой игре отдаться сполна. И даже придумывает ей новое название: "Мамапапасынсобака".

Придурочная семейка из пьесы Срблянович в шоу Чусовой напоминает героев из прикольных и любимых тинэйджерами американских мультяшных сериалов вроде Симпсонов или Твинисов. Или персонажей компьютерных забав, которыми развлекаются "большие девочки" и "мальчики поменьше". Такие вот "дочки-матери" на современный лад с распределением ролей и смешными переодеваниями. Папа Воин (Галина Петрова) напяливает широченные штаны и шапочку Буратино, мама Милена (Ольга Дроздова) - прозрачные панталончики и туфли на три размера больше, сын Андрия (Чулпан Хаматова) - бейсболку с накладными ушами, "собака" Надежда (Полина Рашкина) - вязаные рейтузы, кукольную кофточку и чепчик (костюмы Анастасии Глебовой). Друг за другом скатываются по детской горке. Варят супчик из песка в ночном горшке, разговаривают по телефону-половнику, чинят машину-табуретку, поют и отплясывают в стиле рэп (композитор Олег Костров, пластика Леонида Тимцуника).

"Семейная идиллия" пародируется с житейских образцов. Случалось ли вам наблюдать, как наши реальные детки детсадовского возраста лихо матерят друг друга в песочнице, копируя папу с мамой? Так и эти. Посылают друг друга во всех известных направлениях, лупят пластиковыми бутылками, куда ни попадя. Что, впрочем, не мешает спустя минутку комично сымитировать любовную сценку, сопровождаемую скорым появлением младенчика. Сначала воображаемой девочки вместо уже имеющегося в наличии мальчика. Чулпан Хаматова, еще раз блистательно "меняя пол", покручивает косички-колготки и, ухмыляясь, выдает ошалевшим родителям песенку о приданом, апофеозом которой станут "деньги на ваши похороны". И вот ужас-то, "реальное" дитя, которого мама - Дроздова "рожает", скатившись с горки, является на свет в облике кукольного "террориста" - в камуфляже и черной шапочке. А уж послушав колыбельную ("Придет серенький волчок, сбросит бомбу на тебя..."), хочется немедленно и в общегосударственном масштабе завязать с дальнейшим процессом деторождения.

Конечно, это все игра. Но страшненькая какая-то, потому что замешена на правде. А тут и вовремя подсвечиваются огромные фотографии, на которых - храм в окружении развалин (сценография Владимира Мартиросова). Автор-то из бывшей Югославии, что, впрочем, не столь важно - ситуация схожа. И в какие-то моменты Биляна Срблянович кажется родной сестрой нашим братьям Пресняковым, а сюжетно-психологические коллизии так напоминают известный "Терроризм". И карнавально-беззаботный настрой вдруг дает сбой - пора заканчивать игру или хотя бы изменить ее правила. Нина Чусова резко выруливает на сентиментально-сказочный финал, когда и внезапно заговорившая по-человечески "собака" - Рашкина, и вся семейка сбиваются в тесный кружок. Падающий снежок, луч прожектора - перебивая друг друга, они выкрикивают нелепые обещания "больше никогда так не делать", только бы никто не умирал. Такая вот цирковая молитва, неожиданная, но вполне уместная в этой виртуальной игровой ситуации.

Что же до реальности, то она весьма оптимистична. Прививка свежей режиссуры традиционному театру со стажем дает свои вкусные плоды. Актеры же, как молодые, так и опытные, работают просто превосходно. С видимым энтузиазмом, легкостью и азартом. А спровоцировала их на это явно Нина Чусова, на сей раз представившая безоговорочно профессиональное действо.

Ирина АЛПАТОВА
"Культура", 16 января 2003

МАМАПАПАСЫНСОБАКА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".