МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Исаак Башевис Зингер
ВРАГИ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

Версия для печати

«Враги. История любви»

Современный, стильный, захваты¬вающий, глубокий — вот, пожалуй, са¬мые точные определения нового спек¬такля театра «Современник» «Враги: история любви», созданного по рома-ну нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера. «Враги» повествуют о нескольких трагических судьбах лю¬дей, чудом уцелевших во Второй миро¬вой войне, переживших ужасы нациз¬ма и пытающихся найти себя в мирной жизни. Действие разворачивается в Нью-Йорке, в 1946 году.

Из романа создатели спектакля вы¬делили одну линию — историю любви писателя Германа Бродера (Сергей Юшкевич) к трем женщинам: спасшей его от нацистов польке Ядвиге (Але¬на Бабенко), к страстно желающей его бывшей узнице концлагеря Маше (Чулпан Хаматова) и к жене Тамаре (Евгения Симонова), что появилась в жизни Германа спустя 10 лет после из¬вестия о ее гибели. Три женщины и один мужчина связаны друг с другом отношениями, из которых они не могут найти выхода. И причина этой безна¬дежной ситуации в прошлом каждого из них, в том, что их психика искалече¬на, что их души обожжены, их память о смерти сильнее, чем их жажда жизни.

Герман Бродер во время войны прятался на сеновале и на всю жизнь запомнил боль от коснувшегося его нацистского штыка и тот всепоглоща¬ющий, звериный страх быть пойман¬ным, что охватил его тогда. Он и в мирное время чувствует себя живот¬ным, на которое идет охота. И вот он бросается от одной женщины к другой, словно бежит от самого себя. Но одно-временно он бежит и от каждой из них в надежде, что любовница Маша изба¬вит его от уже невыносимой ему жерт-венности Ядвиги, а мать его погибших детей Тамара защитит от пылкой, не¬насытной Маши, ищущей забвения в утехах плоти; в объятиях же Ядвиги он забудет своих умерших ребятишек и обреченную на вечную скорбь, будто обескровленную горем Тамару. И так изо дня в день... Снова и снова. Война лишила Бродера воли, у него остались только два инстинкта: инстинкт само¬сохранения и инстинкт продолжения рода. Но для того чтобы вернуться к нормальной жизни, чтобы быть муж¬чиной, чтобы быть человеком, этого оказывается слишком мало...

Планшет сцены чуть наклонен к зрительному залу и представляет собой металлическую решетку с проложен¬ными через нее узкими полосками рельсов, по которым движутся черные плоскости-ширмы, мгновенно перено¬ся зрителей из одного места действия в другое. Вот редакция, вот комната Яд¬виги, вот уголок, где обитает Маша, вот улица, а вот пустое, освещенное синеватым светом пространство, по которому бесшумно движется лодка то с живыми героями, то с умершими... Может быть, это река жизни, а может быть, смерти? Этот мощный сценический образ будет не один раз «прерывать» историю героев, придавая их взаимоотношениям трагическое звучание.

Несмотря на условность сце¬нографического решения «Вра-гов», игра всех без исключения актеров предельно реалистична и обладает почти документаль¬ной достоверностью. Такая правда жизни на сцене отече¬ственного театра уже стала боль¬шой редкостью, но в театре «Со-временник» доказали, что это все еще возможно...

Жанна ФИЛАТОВА
«Театральная Афиша», май 2011 года

ВРАГИ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".