МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Петр Хотяновский, Инга Гаручава
ПОЛЕТ ЧЕРНОЙ ЛАСТОЧКИ,
или ЭПИЗОДЫ ИСТОРИИ
ПОД УГЛОМ 40 ГРАДУСОВ

Версия для печати

Дьявол в шинели вождя

В последний год в стране чувствительно обострилась мода на Сталина. Точнее: на Сталиных. Они плодятся в разных арт-личинах с быстротою ветра. Так, города борются между собой за памятник Отцу народов, и пусть одни хотят его видеть в бронзе, другие – не хотят видеть никак, - шумиха делает свое дело.
Неважно: усат ты или лыс, дурак или грузин, одна тебе дорога – в Сталины.
Хотя это совсем не относится к последней премьере «Современника», где Игорь Кваша делает… но это секрет!

Итак, едва вождю мировой революции стукнул 135-й год, «Современник» выпускает на модерновой Другой сцене спектакль о его кровавом преемнике: «Полет черной ласточки…или Эпизоды истории под углом 40 градусов» (В авторском варианте – «Шинель Сталина»). Сие – постановка Владимира Агеева по пьесе грузинских драматургов. «Апрельского» Сталина будет играть Игорь Кваша. Что ж, ему не впервой:
•  Мне кажется, что сейчас самое время для этого спектакля – в пору, когда началось оправдание Сталина и его последователей, - рассказывает Игорь Владимирович, - а оправдать его невозможно. Мы так возмущаемся, когда судят просто какого-то убийцу, а здесь миллионы жертв! Есть политики, например, тот же Зюганов, который отзывается о Сталине исключительно в высоких тонах. И я не понимаю, ему что, не жалко жизней этих миллионов? Помню, когда мне дали прочитать доклад после XX съезда, он не стал для меня откровением. Наверное, потому что я и весь наш театр называем себя детьми XX съезда.
•  Так как же быть? Изверг и только изверг?
•  Мы пытаемся взглянуть на персону Сталина неоднозначно, найти выход, но не оправдывающий, а объясняющий, что же за всем этим было. Ведь что-то человеческое в нем все равно теплилось, о чем-то мечталось, о чем-то жалелось. Но и тут я боюсь, потому как, если у нас получится хоть чуточку оправдать это страшное явление, то это играть нельзя.
Увиденное производит впечатление. Ведь создатели намеренно выбрали жанр фантасмагории: «Важно понять фигуру не картонно-стереотипно, а психологизм. Поэтому нас привлекло, что это не документальная, не бытовая история, а именно фантасмагория», - объясняет худрук «Современника» Галина Волчек.
Для «Полета ласточки» специально воссоздан скульптурный барельеф эпохи «сталинского репрессанса», а на нем – огромные светящиеся красным звериные глаза. Кабинет вождя достаточно условен – траурные колонны сделаны из тюля, из реального – только два дивана, радиоприемник да огромный глобус-шар цвета мрачной ночи.
От истории оставили место действия – дело происходит на ближней даче Сталина в начале марта 1953-го. Окружение отца народов, впрочем, как и весь сюжет, относительно и философично. В финале все они – фантомы в серых шинелях. А в последнюю зимнюю ночь Соратники преподносят заранее заказанную у Портного новую шинельку товарищу Сталину, похожую на ту, которой он укрывался с начала революции. Каждую из восьми пуговиц облучили радиацией по сто кюри. Время действия смертельной радиации скоротечно, а длительность спектакля – 2 часа 40 минут…Именно в эту ночь в космосе возникает некая пространственная дыра, соединяющая человеческие жизни и смерть и по-своему освобождающая любую душу. Вождь и попадает вместе с Другом и женщиной в дыру. Где решает венчаться по-настоящему. В финале Верховный главнокомандующий слышит по радио объявление о собственной смерти. И умирает от ярости. Режиссер опускает его под пол, а вождь снова выезжает в мундире генералиссимуса: «Ты не печалься, ты не прощайся, я обязательно вернусь». Н-да…
•  Так легко ли вам работалось над ролью Игорь Владимирович?
•  У меня уже был профессиональный «сталинский» опыт. Я ведь играл Сталина в фильме «Под знаком Скорпиона». Но очень хотел сыграть его и в театре. Несмотря на то, что играть тирана физически и морально очень тяжело, я был как-то сразу готов к роли. Быстро нашел ход к этой пьесе, к этому возрасту, хотя, конечно, здесь фантасмагория, и он – вне возраста. Мне было интересно его исследовать, но, повторюсь, для меня он – дьявол. А здесь все гораздо сложнее: ведь дьявол мог когда-то остаться ангелом.

 

Оксана ГЕРАСИМОВА
«Московский Комсомолец», 22 апреля 2005 года

ПОЛЕТ ЧЕРНОЙ ЛАСТОЧКИ,<br> или ЭПИЗОДЫ ИСТОРИИ<br> ПОД УГЛОМ 40 ГРАДУСОВ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".