МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Биляна Срблянович
МАМАПАПАСЫНСОБАКА

Версия для печати

Честный Малый, или Бег в табакерке

Национальный и старейший русский театр - Малый - не принято включать в короткий список модных театральных заведений. За модой и в прежние годы (когда того требовали специальные органы) здесь не гонялись. И теперь, устами своего художественного руководителя Юрия Соломина, Малый провозглашает верность классической драматургии и актерским традициям великой сцены. Здесь, так сказать, "помнят о прошлом". И поэтому отношения с режиссурой у театра складываются непросто. Театр этой сложности как будто не осознает, а вот критики то и дело ворчат, пеняя Малому, что тот, мол, живет в отрыве от общемировых тенденций.

Но сами тенденции имеют свойство меняться. И Малый, как большой и потому неповоротливый корабль, вдруг, да и оказывается впереди. Потому как - чему примером последняя премьера по Островскому - главная ценность всякого театра в актерах. А их в Малом умеют холить и лелеять. Растят не звезд, вся знаменитость которых ограничена первым и талантливым выходом на сцену, а мастеров, стариков и старух: Малый славится своими долгожителями, которые и в семьдесят пять, и даже в девяносто не теряют ни стати, ни таланта, ни многозвучия голосов.

Комедия Александра Островского "Правда - хорошо, а счастье лучше" - парад-алле труппы Малого, по самому строгому счету одной из лучших в столице (а значит, и во всей России). И - пример счастливого соединения режиссуры и театра. В Сергее Женоваче здесь признали своего. В новом спектакле, как и в предыдущей его работе ("Горе от ума"), режиссура будто и не видна. Деликатный в жизни, Женовач точно специально отступал в тень, затушевывал свою работу (как избегает ярких красок в оформлении сцены сценограф Александр Боровский), всю яркость и красочность "доверяя" актерской игре. Актеры Женовача не подводят. И удовольствие, которое вы получите в Малом от игры Василия Бочкарева, Людмилы Поляковой, Евгении Глушенко, вы не получите больше нигде. Ни равных талантов, ни подобных широких характеров, какие любил и описывал в своих пьесах Островский.

Занятно, что еще одна премьера, позволяющая говорить о торжестве актерского театра (побеждающего режиссерскую диктатуру), вышла в "Современнике", который стал любимым театром "новых консерваторов" (хотя цены на билеты здесь - вполне демократические, от 50 до 800 рублей). "Мамапапасынсобака" (так, в одно слово) - сочинение сербской журналистки Биляны Срблянович, которое в "Современнике" поставила Нина Чусова, - конечно, к консервативным можно отнести лишь с большой натяжкой. Но информацию, содержащуюся в спектакле, конечно, удобнее воспринимать в театральном кресле, нежели при встрече в жизни, лицом к лицу. Герои пьесы - беспризорные дети, девочки и мальчики, которых играют вполне уже зрелые актеры. Вернее, актрисы. И эта травестия - как форма отрешения, остранения и художественной дистанции - с одной стороны, все время будоражит, с другой же - не позволяет относиться к происходящему на сцене слишком всерьез, как к документальному ужасу, реальной драме. Все-таки театр. Игра Чулпан Хаматовой потрясает, хотя в большеухом мальчике, растягивающем гласные, узнать актрису почти невозможно. Глядя на нее, конечно, ни о чем другом думать уже не можешь, но после спектакля все-таки приходит мысль о неиссякаемых возможностях традиционного психологического театра, театра переживания, где все всерьез и нет ни привычного гнусного стеба, ни привычки работать в полсилы. Совсем немного уступают Хаматовой ее партнеры - Галина Петрова и Ольга Дроздова.

Островский в Малом и Срблянович в "Современнике" - из числа уже вышедших и безусловных премьер. Но для так называемой премьерной публики, то есть той, которая по зову сердца занимается сыроедением (вкушением только что изготовленных, не всегда дозревших театральных продуктов), главное событие начинающейся недели - премьера булгаковской пьесы "Бег" в Театре Олега Табакова. Большое революционное полотно (три часа сценического времени!) - на маленькой подвальной сцене "Табакерки" и в зале на сто мест.

Можно сказать, что Табаков, как опытный садовник, продолжает "выращивать" в своем театральном питомнике молодых режиссеров, приваживать их. "Бег" - уже вторая работа здесь Елены Невежиной (первая - часовая японская новелла "Сто йен за услугу"). А если добавить "Преступление и наказание" на экспериментальной малой сцене МХАТа имени Чехова, то уже и третья ее постановка "под приглядом" Олега Павловича.

Невежина - из тех, кто успел уже заработать репутацию режиссера, умеющего работать с актерами, в том числе с мастерами ("Жак и его господин" и "Контрабас" в "Сатириконе"). Ей по душе стиль, лишенный авангардных, то есть ничем не обусловленных и ни из чего не вытекающих фокусов. Так что можно не опасаться за целостность булгаковского текста.

Для "Табакерки" же этот спектакль, конечно, испытание. Многонаселенная пьеса, роли, требующие большого дыхания, и, пожалуй, не последнее - возможность сравнивать с известным фильмом. Андрей Смоляков, говорят, отказывался от роли Хлудова именно по причине внешнего сходства с Дворжецким, который сыграл Хлудова в кино (сходство и впрямь велико). Но странный отъезд из Москвы Петра Семака, назначенного на роль, буквально заставил его взяться за эту работу. Чарноту сыграет Александр Мохов, в роли Голубкова - Виталий Егоров, на роль Серафимы Невежина позвала Елену Панову, сыгравшую Соню Мармеладову в спектакле "Преступление и наказание".

В подвале на улице Чаплыгина Булгакова ставят впервые, но для Художественного театра, которым руководит Табаков, этот автор значим, наверное, не меньше, чем Чехов и Горький. По словам Табакова, его в этой пьесе тревожит тема ностальгии, которая мучит даже тех, кто вдали от родины не испытывает материальной нужды (вот, говорят, и Владимир Гусинский возвратился в Россию).

Григорий ЗАСЛАВСКИЙ
"Консерватор", 17-23 января 2003

МАМАПАПАСЫНСОБАКА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".