МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Исаак Башевис Зингер
ВРАГИ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

Версия для печати

Из смерти в жизнь. И наоборот

На сцене «Современника» – спектакль по роману Исаака Башевис-Зингера «Враги: история¬ любви» в постановке Евгения Арье.


Это очень похоже на кино: узкие чёрные ширмы стремительно разъезжаются, в мгновение ока перенося зрителя из одной тесноватой комнатки в другую, из телефонной будки на солнечное озеро, из сна в реальность. Из смерти в жизнь. И наоборот...

Америка. Пятидесятые годы. Герои этой горькой истории только что распробовали вкус мирной жизни, но войну не забыли. Её страшная тень то и дело накрывает с головой Германа Бродера (Сергей Юшкевич). Он до сих пор уверен, что нацисты когда-нибудь вернутся. И, наверное, поэтому пьёт нынешнюю мирную жизнь жадными глотками. И не может сделать выбор между своими тремя женщинами, такими разными и такими прекрасными, повенчанными с ним страшным прошлым. Он женат на смешной говорливой польке Ядвиге (Алёна Бабенко). Под страхом смерти она укрывала его целых три года в сарае. Он слышал, как её пытали. Нацистский штык тогда в соломе лишь скользнул по его голове. Ядвига когда-то была служанкой в семье Бродеров, нянчила его детей. Их расстреляли нацисты, вместе с Тамарой, первой и любимой женой Германа. Они часто снятся ему: плывут, застывшие, в медленной лодке. Есть у Германа и своя тайна – умная, острая на язык, яркая, дерзкая и страстная Маша (Чулпан Хаматова). Её война – это концлагерь, память о котором не отпускает ни на минуту. Впрочем, роман Германа с Машей ни для кого уже не секрет. Соперницы знают друг о друге, страдают, отчаиваются и вновь борются за своего ненаглядного Германа. А тот, похоже, и не собирается делать выбор. И после бурного свидания с Машей он звонит своей польке, чтобы успокоить её и спеть нежную еврейскую песню на ночь. Герман мечется между двух огней, и известие о том, что жена Тамара (Евгения Симонова) всё-таки жива, застаёт его врасплох.

Герман не отвергает ни одну из своих любимых: всё понимающую и прощающую Тамару, заботливую жертвенную Ядвигу, взрывную Машу. Он – один на всех. И нет в нём ничего, кроме надорванной души, которая заставляет его воспринимать свалившуюся мирную жизнь как незаслуженный аванс. Его женщины – три грани его жизни. И когда одна из граней разбивается, рушится и сама жизнь…

Ждёшь, что спектакль непременно завершится острой развязкой, а она наступает как-то буднично: спокойный голос за сценой сообщает о том, что произошло. И, честно говоря, эмоциональных сил откликнуться на смерть Маши почему-то уже нет. Как нет больше её криков, горького смеха Тамары и отчаяния Ядвиги, рвущей на себе платье. Пуговицы страшной дробью рассыпались тогда по сцене... Страсти закончились, а жизнь продолжается. Ядвига растит дочь Германа, которую назвала Машей. Тамара помогает ей. И говорит о том, что замуж больше никогда не выйдет, разве что в следующей жизни и только за Германа¬. А кто же здесь всё-таки враги – решать самому зрителю.

Евгений Арье, художественный руководитель израильского театра «Гешер», поставил «Врагов» сначала у себя в Израиле. Говорят, что московский спектакль очень отличается от израильского. Говорят, что о холокосте в России мало знают. Наверное, неправда это. Уж где, как не в России, понятны и близки страшные воспоминания героев, их мрачный юмор, их отчаяние и их надежда...

Наталья КОСТЕНКО
«Парламентская газета», 24 июня 2011 года

ВРАГИ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".