Версия для печати
Пощечина гламуру
«Джентльменъ» Сумбатова-Южина в театре «Современник»
Нынешняя премьера «Современника» задумывалась как пощечина гламуру – с его дутыми авторитетами, целлулоидными ценностями и кричащей пустотой, рядящейся в благопристойные одежды духовности и патриотизма. «Современник» продолжает искать современность и злободневность в классике – Чехове, Найденове, Сумбатове-Южине.
Написанная в конце XIX века сатирическая комедия, высмеивавшая нравы тогдашней буржуазии, новых русских, именовавших себя интеллектуальной элитой России, тогда произвела эффект взрыва, в героях комедии себя узнали все – и полуграмотные купцы, и циничные буржуа, и продажные журналисты, и шлюховатые дамы полусвета.
Евгений Каменькович, предложивший забытую пьесу «Современнику», рассчитывал на этот шокирующий эффект узнавания – и в какой-то мере его достиг, на некоторых сценах зал взрывался аплодисментами и криками «браво», но громоздкая многонаселенная драма вековой давности подмяла под себя режиссера и актеров, вынужденных существовать по законам театра XIX века.
На сцене царит роскошь (художник Павел Каплевич) – белые «мраморные» слоны в натуральную величину, сверкающие золотом костюмы, шампанское рекой и шибающий в зал аромат дорогого парфюма. Богатый недоумок Ларион Рыдлов в исполнении Артура Смольянинова на потомственного аристократа явно не тянет – не вышел ни лицом, ни статью. Бестселлер «Бездна», газета «Эхо» и красавица-умница жена (Марина Александрова) – все это интеллектуальное богатство существует от него отдельно, ну никак не вяжется с этими татуировками на спине артиста и с приблатненными манерами пацана из подворотни. Столь же неубедительным выглядит и Иван Стебунов в роли писателя-донжуана Остужева, циничного красавца, знающего цену нынешней элите, но согласившегося жить по ее законам. Человек с фамилией Остужев явно писан для амплуа «первого любовника». Ничего этого в хорошем артисте Стебунове нет. А есть обаятельный смазливый мальчик, не слишком в себе уверенный и слишком не защищенный. Для Чацкого это было абсолютным попаданием (правда, Путину не очень понравилось), для красавца Остужева – нелепостью.
В «Современнике» много молодых артистов – Галина Волчек любит открывать новые имена и делать на них ставку. Когда-то в театр пришла никому не известная Марина Неелова, потом Елена Якловлева, потом Ольга Дроздова, Волчек сделала артиста Юшкевича, открыла для Москвы замечательного Влада Ветрова, приехавшего из Ростова, увидела в Иване Стебунове тонкого, нервного артиста, приобщила к театру Алену Бабенко, до этого никогда в театре не работавшую. Однако звезды кино и сериалов, пришедшие в «Современник», на мой взгляд, пока театральными звездами не стали. Артур Смольянинов и Марина Александрова играют много – но не сильно себя тревожат, ограничиваясь наработанными в кино приемами и активно торгуя своей узнаваемостью. Для антрепризы этого, наверное, достаточно – антрепризная публика не слишком требовательна. В «Современнике» – театре актерском, с великой историей, мощной труппой и искушенной в театральном деле публикой – на одной популярности далеко не уедешь, рано или поздно придется играть. Та же Ольга Дроздова за годы работы в «Современнике» выросла в большую настоящую актрису. В «Джентльмене» Дроздова играет небольшую роль Эммы Леопольдовны, распутной жены богатого графа – играет изящно, умно, элегантно, умело избегая пошлых штампов. Актриса очень подробно и точно выстроила всю свою роль, придумала характер, пластику утомленной «амазонки», но рамки «роли второго плана» ей явно тесны. Особенно в столь тяжеловесной пьесе, долго раскачивающейся, перегруженной дидактизмом и морализаторством. Ее актуальность могла бы стать обжигающей, если бы ее не завалили сверху сверкающим богатством оформления и бесконечными навязчивыми указаниями на эту актуальность.
Ксения ЛАРИНА
«Театрал» № 4, апрель 2010 года
|