МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Сергей Найденов
ХОРОШЕНЬКАЯ

Версия для печати

Дебют режиссера

«Современник» оригинально отмечает чеховский год: все ставят Чехова, а он — его современников. После «Джентльмена» Сумбатова-Южина на малой сцене вышла пьеса Найденова, известного по пьесе «Дети Ванюшина».

Поперек зала тянутся деревянные мостки; колодец, над колодцем пар; то тут, то там из земли растут латунные краны, и народ бродит вокруг них с носатыми чашками: дело происходит на водах. Сюда приехала отдыхать пара молодоженов, и юную жену тотчас же закружила веселая компания. Саша молоденькая, в нее влюбляются, и ее тоже манят любовь и свобода. Она признается новым друзьям, что тяготится мужем, и те убеждают ее, что муж не стенка. После того как униженный, осмеянный муж уезжает с вод, Саша начинает понимать цену курортным свободе, дружбе, любви. Да и самим господам, которым она простодушно открыла свою душу, а они пустили ее по кругу. «Вы звери!» — кричит им Саша.

Дебютантка Екатерина Половцева зарифмовала воды с карнавалом — и здесь и там под разными масками скрывается одна только похоть. В пьесе Найденова у обыкновенной похоти есть отягчающее обстоятельство: на дворе стоит фин де сикль, царят декаданс и настроение «была не была». Но сам спектакль лишен какой-либо пряности и чувственности, свойственных декадансу. Напротив, Половцева, ученица Сергея Женовача, очевидно находится под впечатлением спектаклей «Мастерской Фоменко». В ее спектакле то же изящное лицедейство, обаяние, которым не обделили даже последних мерзавцев, то и дело звучит романс. «Зачем, зачем любить, зачем, зачем страдать...» — слышим где-то далеко за сценой. Раз прозвучав, романс уже не сходит с уст — один персонаж его насвистел, другой подпел, все остальные подхватили. Главное же в спектакле — не узнаваемый фоменковский стиль, а зрелое мастерство разбора. Не бог весть какая глубокая вещь разобрана так умно и сыграна в таких подробностях, что за нею следишь, не отрываясь, все три часа. Что за отношения связывают хорошенького молодого господина (Никита Ефремов) с его сорокалетней наперсницей (Инна Тимофеева)? С какой целью приехала на воды дама с собачкой (Елена Плаксина)? Что сделал Егор Егорович Орлов (Сергей Гирин) со своей Сашей сразу после свадьбы, отчего она так его возненавидела? Зачем Саша носится по Моршанску в коляске с почтмейстером, как какая-нибудь мадам Бовари? И вообще, почему ее зовут хорошенькой, когда она какая угодно, только не хорошенькая? Роль Саши режиссер отдала Клавдии Коршуновой — актрисе экзотичной и яркой, она сыграла угловатое существо с горящими глазами, непослушными черными кудрями и неисправимым провинциальным говором. Не красота ее провоцирует мужчин доискиваться ее, а чистота и детскость ее вызывают в них жажду насилия. Современника Чехова поставил наш современник: тут взрослые надругались над ребенком, а не мужчины над женщиной; такой постановки вопроса не допускал даже многое допускавший декаданс.

Елена КОВАЛЬСКАЯ
«Афиша», 8 – 21 марта 2010 года

ХОРОШЕНЬКАЯ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".