Николая Коляду по праву можно назвать одним из самых востребованных театром современных драматургов. Сегодня на московских сценах идут девять его пьес. В том числе три в “Современнике” - “Мурлин Мурло” (1990 год, постановка Галины Волчек), “Мы едем, едем, едем...” (1995 год, постановка Галины Волчек) и “Уйди-уйди”. Очень много ставиться по России. Ряд постановок за рубежом, в том числе Германии, Италии, Англии.
Сам себя с иронией называет современным Лопе де Вега. К 43-м годам написал 75 пьес, из которых большая половина поставлена. Живет в Екатеринбурге (в Москву не переезжает по принципиальным соображениям). Руководит журналом “Урал”, ведет курс драматургии в Театральном институте. Как режиссер поставил в Екатеринбурге шесть спектаклей - пять по своим пьесам и один по пьесе своего ученика Олега Богаева “Русская народная почта”.
История взаимоотношений Коляды с театром “Современник” имеет свой сюжет. Первая его пьеса - “Играем в фанты” в конце восьмидесятых очень широко шла по стране, ее поставили более семидесяти театров. На заработанные деньги молодой драматург много путешествовал по миру и в одной из поездок (Филиппины-Сингапур) оказался в туристической группе театра “Современник”. По словам самого Коляды, именно эта поездка стала определяющей в его драматургической карьере. Галина Волчек прочла пьесу “Мурлин Мурло” и практически сразу начала ее репетировать. Эта была первая постановка в Москве, открытие драматурга для столичного театра и зрителя. Спектакль и ныне пользуется большим успехом. Через пять лет Волчек осуществила постановку его другой пьесы “Мы едем, едем, едем...” с Еленой Яковлевой, Лией Ахеджаковой, Авангардом Леонтьевым и Галиной Петровой. Спектакль также до сих пор в репертуаре театра, и ему всегда сопутствует зрительский аншлаг.
В 1998 году на фестивале “Золотая маска” в гостевой программе Коляда показал спектакль, поставленный по своей пьесе в Екатеринбурге “Корабль дураков”. Приглашенной на спектакль Галине Волчек показалась интересной режиссерская работа драматурга. Через два месяца на сцене «Современника» по инициативе художественного руководителя театра состоялись гастроли этого спектакля. Именно тогда Николай Коляда получил приглашение поставить одну из своих пьес в “Современнике”. Через полтора года началась работа над постановкой “Уйди-уйди”, которая благополучно завершилась премьерой в октябре 2000 года.
|