Версия для печати
Краткие отзывы прессы о спектакле:
«Фокин нашел лаконичную и емкую метафору: шинель – это мир,
потеряв его, всякое существо гибнет. За 60 минут спектакля Марина Неелова
сыграла все: и тихое счастье уютного существования, и осознание ветхости своего
дома-шинели, и ужас от необходимости сооружать новый, и нищету, и любовь.
Любовь самую настоящую: от первых неловких прикосновений к роскошному сукну
новой шинели, до кокетливых капризов и нежного падания в ее широкие объятья».
Евгений Поливанов
«Газета. Ru», 6 октября 2004
«Валерий Фокин, методично и упорно исследуя в своих спектаклях
подсознательное и потустороннее, поставил, возможно, один из лучших своих
спектаклей. Мистика графична, метафоры мощны и понятны. Ничего лишнего,
абсолютное знание своих возможностей, владение мастерством: есть к чему
присмотреться молодым режиссерам, столь бурно и порой назойливо разбрасывающим
свои находки и находочки. В этом спектакле - художественный аскетизм и чувство
меры. И Гоголь, и Неелова, и режиссер - никто не пострадал: счастливый симбиоз.
То, что проживает на сцене Башмачкин, - хуже, чем одиночество. Это скорее
неосуществившаяся попытка жить, невозможность "очеловечиться". И, если судить
произведение по его законам, здесь нет никакого противоречия между замыслом и
воплощением, Фокин показывает нам того Гоголя, который ему близок».
Артур Соломонов
«Известия», 6 октября 2004
«В гоголевской прозе режиссера преимущественно интересуют черты,
роднящие его с Андреем Белым: фантасмагорический, пустой, вьюжный Петербург, в
котором тонет и теряется персонаж без пола и возраста. Не совсем человек, а
некое непонятное существо. Его и играет Марина Неелова. На пустой сцене, перед
лиловатым задником, монументом – гигантская шинель. Из огромного ворота
появляется маленькая седенькая головка с трогательным хохолком седых волос
сбоку. Одутловатые щечки, остренькие ушки, чуть вздернутый носик и круглые
глаза. Постепенно из складок ткани высвобождается странненькая фигурка в
стареньком мешковатом вицмундире. Долго молча осматривается, устраивается.
Достав гусиное перо, закатывает глазки. И тоненьким голоском начинает выпевать:
«Ми-и-и-и- лостивый государь!». Марина Неелова абсолютно неузнаваема в
Башмачкине. Другие руки – сухонькие, суетливые. Другие глаза – небольшие,
круглые, выцветшие. Тут уже не шедевр гримировального искусства. А настоящее
актерское волшебство преображения. Скрежещущий голос с какими-то недоуменными
интонациями Чебурашки, непонятного существа, оказавшегося неизвестно где в
распоряжении невидимых сил. «За что вы меня обижаете?» – обращено не к
конкретным людям (их на сцене и нет). Этот несчастный забитый чиновник с
перышком в руках вопрошает самое мироздание».
Ольга Егошина
«Новые известия», 6 октября 2004 года
«Для Валерия Фокина "Шинель" – это вовсе не то, откуда вышла вся
гуманистическая русская литература с ее вечной жалостью к маленькому человеку.
Его "Шинель" принадлежит совершенно другому, фантастическому миру. Его Акакий
Акакиевич Башмачкин – это не вечный титулярный советник, не убогий переписчик,
не способный переменить глаголы из первого лица в третье, это даже не мужчина,
а какое-то странное существо среднего рода.
Для создания такого фантастического образа режиссеру нужен был актер невероятно
гибкий и пластичный не только в физическом, но и в психологическом плане.
Такого универсального актера, вернее, актрису режиссер нашел в Марине Нееловой.
Когда на сцене появляется это корявое, угловатое существо с редкими спутанными
клоками волос на лысой голове, зрители безуспешно стараются угадать в нем хоть
какие-нибудь знакомые черты блестящей примы "Современника". Напрасно. Марины
Нееловой тут нет. Кажется, она физически превратилась, переплавилась в своего
героя. В его мире не существует никого, кроме шинели, поэтому после потери
возлюбленной ему не остается ничего другого – только лечь и, испустив жуткий
вопль, умереть».
Марина Шимандина
«Коммерсант», 6 октября 2004
«Голова кружится от этого падающего стеной вихря, и кажется, что
все в нем предвещает невиданный театральный полет. Появление Нееловой с
всхлипами, чихами, сопением, пением очаровывает с первых мгновений. Свидетели
какого-то невиданного аттракциона зрители замирают: перед ними оживает
диковинный мультяшный зверек. Неелова и в самом деле похожа на грандиозное
мультипликационное создание Юрия Норштейна, завораживающего мелкостью, звериной
подробностью своего бытия. Создание, о котором трудно сказать что-нибудь, кроме
того, что оно живет какой-то мерцающей, параллельной, невиданной жизнью.
Сверху, с балконов, раздается небесное пение, тихое журчание голосов, с
которыми сутулый человечек в сюртучке начинает входить в удивительные
соотношения - журчит, возносится голосом кверху, обрушивает его в страшные
глубины, все длит и длит диковинную глоссолалию, свое мучительно-прекрасное и
нечеловеческое воркование. А уж когда на свет божий в магической серой полутьме
пространства это существо извлекает из-за пазухи перышко, не забывая для
удовольствия пощекотать себе щечку, кажется, что рай невиданного театрального
перевоплощения обрушивается на вас со всей своей позабытой силой».
Алена Карась
«Российская газета», 6 октября 2004
«Неелова – непредсказуемая, при том, что знаешь ее давно. И с
тех же пор – любишь. Глаза, каких больше нет ни у кого. Выражающие умиление,
испуг перед метафизическим и трансцендентным явлением новой шинели, которая
сначала проносится мимо, потом приближается, обнимает, а Башмачкин бочком
выворачивается, и тогда шинель аккуратно берет героя под руку.
То ли он приручает шинель, то ли она его.
Большой актер – непредсказуем, техника и режиссерские
«вмешательства» в его игру, к сожалению, предсказуемы.
Стройными рядами проходят одетые в черное музыканты ансамбля
«Сирин», вроде тех покойников, что пугали публику в достопамятном «Нумере…».
Нынешние – не пугают. И вообще не волнуют.
Распахнулись оконные проемы – непременно закроются с грохотом.
Ждешь, когда бабахнет. Бабахнуло.
В финале в распластанную на полу старую шинель Башмачкин ляжет,
как в гроб. Кто бы сомневался.
После этого на полупрозрачном заднике тенью начинает подниматься
вода, от самого пола и до самого потолка, обозначая собой конкретные ужасы
петербургских наводнений и тщету всего сущего».
Григорий Заславский
«Независимая газета», 7 октября 2004
«Что касается Валерия Фокина, то его режиссуру на Другой сцене
можно назвать расчетливой, остроумной, эффектной, искусной и т.д., но нет
никаких оснований назвать ее новаторской и экспериментальной: «Шинель» скроена
по готовой модели.
Фокин выстроил особый театр, разыгрывающий одну и ту же историю - историю
человека, гибнущего в равнодушном или, может быть, злорадном, или, может быть,
лукавом и хищном, но всегда - бесчеловечном мороке. Он сочинил свою формулу
«перехода от счастья к несчастью», и формула работает с гарантией. Трудно быть
актером в театре Фокина. Впрочем, и зрителем - тоже непросто. Ни играющим, ни
смотрящим Фокин не позволяет расслабиться, рассредоточиться; от зрителя он
жестоко требует самоотдачи, ничего не обещая взамен».
Александр Соколянский
«Время новостей», 6 октября 2004
«Тема режиссера в этом спектакле - неодолимый соблазн обладания,
кошмар овеществленной мечты, предательство своего мира, провоцирующее ответное
разрушение. Тема актрисы - триумф попранной человечности. Чем дальше от
Неёловой роль, тем ей интересней. К Башмачкину ее привела потребность побега от
себя и поиска себя же. В подготовку входит трезвость и помрачение, страсть игры
и страх игры, кропотливая ремесленная возня и редкие зарницы интуиции. Марина
не работает - мучится ролью. "Только с горем чувствую солидарность", - сказал
некогда Бродский. Неёловой эта солидарность знакома, из неё вырастает родство с
героем "Шинели". Ее Акакий существует не в реальном времени, в измерении
притчи: сверхнасыщенно. И в иные вечера – потрясает.
Николай Васильевич прост необычайно - и сложен непомерно. Превратится спектакль
в шедевр или останется лишь острым сценическим экспериментом - зависит сейчас
от Марины Неёловой. От того, насколько внятным сможет она сделать главнейшее в
"Шинели". То, что сегодня громче, чем когда-либо, должно звучать "над мировою
суетою, над всем, чему нельзя помочь..." - нищими и бандитами, женщинами и
мужчинами, старыми и молодыми, чеченцами и русскими: "Я ведь брат ваш!"
Марина Токарева
«Московские новости», 8 октября 2004
|