Версия для печати
Галина Волчек возделывает свой сад
В "Современнике" состоялась премьера "Трех сестер"
ГАЛИНА Волчек уже ставила "Трех сестер". В 80-х спектакль шествовал по зарубежным сценам и не вызывал особенного энтузиазма на родине. Со временем занятые в нем артисты (Неелова, Гафт, Хазова, Петрова) посчитали, что они стали уже слишком старыми, чтобы искренне философствовать вослед чеховским героям, и спектакль был снят с репертуара. Теперь он снова на сцене "Современника".
У поклонников театра кавер-версия спровоцирует эффект дежа вю. Все тот же мост перекинут от кулисы к кулисе; все та же черная, от Зайцева, блузка с пышными рукавами на Маше; все так же она, как подстреленная птица, мечется по сцене; все тот же вихрь вальсов, обрывающихся на полупа; все те же три фигурки на мосту... Новые в новой версии только актеры.
Пока на сцене Тузенбах (Илья Древнов), Андрей Прозоров (Иван Волков) и один говорит, что ему скоро тридцать, а другому ежеминутно твердят, что он "располнел очень", - спектакль кажется милой студенческой постановкой, когда играет ветреная младость и в ход идут толщинки, парики, накладные бороды и прочие средства искусственного старения... Однако Ирина (Чулпан Хаматова), Ольга (Ольга Дроздова) и особенно Маша (Ирина Сенотова) кажутся и старее, и мудрее, и опытнее своих разговорчивых кавалеров, а уж все прочие персонажи постановки (их играют представители старого поколения "Современника") - окончательно и глубоко состарившимися. Это несоответствие объяснимо: Волчек стремилась не только к целям эстетическим - выпустить премьеру, но и к педагогическим - подготовить смену старому поколению артистов. Так что премьеру "Трех сестер" следует рассматривать как шаг садоводческий - вроде прививки. Пусть все "сыграются".
В новой версии изменилось немногое - только едва заметно сместились акценты. Героиней прежних "Сестер" была Маша, нынешних же - Ирина. Тогда играла первая актриса "Современника" Марина Неелова, теперь - новая звезда театра Чулпан Хаматова.
Преследующий две цели одновременно, римейк получился неровным. Дисгармония - его основное свойство. Режиссер то отсылает к Станиславскому и его "четвертой стене", и тогда подполковник Вершинин настойчиво становится к публике спиной; то применяет световой монтаж, резко затемняя и высвечивая сцены; то лейтмотивом выстраивает символические картины - три сестры на мосту, где вовсю дуют ветра и метели, а они стоят, молчат и вдаль глядят.
Но несмотря на эту неосознанную эклектику, нить у спектакля все-таки есть. Галина Волчек поставила спектакль о времени и людях. О том, что все считают, что жизнь должна быть прекрасной и будет такой непременно, а на самом деле все совсем не так, а люди с годами становятся только хуже. И ни в чем не оказывается того вдохновения, о котором мечтают сестры: ни в труде, ни в любви, ни в собственном доме. "Счастья нет и не должно быть", - в каждый свой визит сообщает бывший "влюбленный майор", а ныне несчастный отец, муж и батарейный командир Вершинин. Его философствований влюбленная Маша не слышит, сдержанная Ольга воспринимает как милый светский разговор, а вот Ирина отчаянно прислушивается. И к финалу уже говорит о том же. О том, что "время идет и кажется, что уходишь от настоящей прекрасной жизни, уходишь все дальше и дальше в какую-то пропасть".
Однако на этот раз артисты оказались слишком молоды, а эти мысли для них не очень своевременны. Они их не очень чувствуют и глубоко не переживают. Зато за них переживает Галина Волчек.
Майя Одина
Сегодня, 6 февраля 2001 года
|