МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Готхольд-Эфраим Лессинг
ЭМИЛИЯ ГАЛОТТИ

Версия для печати

Литовский акцент вернулся на сцену "Современника"

Другая сцена здесь – всегда пространство эксперимента, а с недавних пор еще и приют проекта «Опыты», в рамках которого свои заявки и первые шаги делают самые молодые режиссеры Москвы. «Эмилия Галотти» Габриэллы Туминайте родом как раз отсюда.

Для дочери художественного руководителя театра имени Евг. Вахтангова известного литовского режиссера Римаса Туминаса – это режиссерский дебют на московской сцене. А потому немудрено, что сравнивать этот дебют со всей неизбежностью будут с постановками отца.

«Эмилия Галотти» такой повод дает. Здесь и любимый Туминасом Гендель в качестве музыкального оформления; и лаконичные декорации Адомаса Яцовскиса с почти неизменным черным обшарпанным пианино и предметами интерьера на колесиках, на которых можно со свистом пронестись из одной кулисы в другую; и, конечно, неизбывный литовский акцент в актерском существовании.

Удивительно, но литовскую театральную ноту здесь чище всех ведет даже не режиссер, а русский актер Евгений Павлов. Его Маринелли – средоточие несчастий для всех героев трагедии – страстен, импульсивен и ярок, но в то же время от его образа несет чуть ли не могильным холодом. Вот это вот парадоксальное, почти пугающее сочетание обжигающей холодом точности и ясности с полыхающим внутренним пламенем – отличает лучших актеров литовской школы. И им в полной мере обладает Евгений Павлов, который, кстати, в спектаклях самого Туминаса, осуществленных на сцене «Современника» становился в своих эпизодических ролях чем-то вроде медиума, проводника от непривычного тогда режиссера к обычному зрителю.

Другая безусловная актерская удача – Дарья Белоусова, которая, наконец, в полный голос прозвучала на сцене родного театра. Ее Эмилия Галотти, кстати, тоже создана в «литовской» стилистике - столько в ней хрупкой девичьей чистоты, готовой разбиться от грубого прикосновения, но одновременно и силы духа, который преодолевает самое смерть. Она вполне могла бы оказаться героиней спектакля Някрошюса, продолжая линию его Офелии, Дездемоны и недавней Беатриче.

Имея в своих руках идеальных злодея и героиню, можно создать очень мощное театральное произведение, но, к сожалению, этого не произошло. В спектакле, рассказывающем давнюю историю о честной девушке, оказавшейся на грани падения и избравшей смерть от руки отца бесчестию, больше всего не хватает мотивации. Чем сегодня может быть интересен этот просветительский сюжет? (В том, что может, сомнений не возникает – всего несколько лет назад немецкий режиссер Тальхаймер так рассказал эту историю, что при одном воспоминании о спектакле охватывает дрожь).

Постановка Габриэллы Туминайте на этот вопрос ответа пока не дает. Разноплановый, на грани жесткого фарса гротеск всех остальных персонажей слишком часто выглядит не режиссерской задачей, а жирным наигрышем. То, что могло стать стильной фантасмагорией, к финалу оборачивается руинами не состоявшегося замысла.

О ком эта история? Последние несколько сцен совершенно неожиданно выводят на первый план отца Эмилии, который чуть ли не с кафедры делится со зрителями обрушившейся на него трагедией. Слов нет, актер Владислав Ветров в эти минуты хорош и убедителен, но вот в чем он убеждает? Для чего? Нет ответа.

…Отзвучали премьерные аплодисменты, подарены букеты цветов, - режиссерский дебют состоялся. А дальше начинается будничная жизнь спектакля. Когда-то Немирович-Данченко советовал приходить лишь на восьмой, а то и десятый показ после премьеры, считая, что лишь к этому времени постановка набирает свою силу и мощь. Для молодого режиссера это время и станет настоящей проверкой: остановится ли она на премьерном варианте или же сможет четче и точнее донести до зрителя свой режиссерский замысел, и трехвековая «Эмилия Галотти» обретет сегодняшнее звучание.

Ася ИВАНОВА
«Вечерняя Москва», 15 января 2013 года

ЭМИЛИЯ ГАЛОТТИ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".