МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
СЕЛЕСТИНА

ЛЮБОВЬ ПО-ЕКАТЕРИНБУРГСКИ

Разговоры с "Золотой маской"

Начался фестиваль "Золотая маска", а в газете "Известия", всегда освещавшей его более чем подробно, произошли некоторые изменения. Театральный обозреватель стал членом жюри, и свое мнение о "масочных" спектаклях ему теперь высказывать нельзя - вплоть до закрытия фестиваля. Поэтому мы будем публиковать интервью с номинантами "Маски" и комментарии специалистов. Сегодняшним собеседником газеты стал постановщик спектакля "Ромео и Джульетта", вышедшего в Екатеринбургском театре драмы, известнейший драматург Николай КОЛЯДА, пойманный "Известиями" сразу после спектакля - игравший в нем брата Лоренцо Коляда принял корреспондента за кулисами.

- Вы один из самых репертуарных сегодняшних драматургов, но режиссурой занимаетесь довольно давно.

- С 1994 года. За это время я выпустил восемь спектаклей в Екатеринбургском академическом театре драмы. Свою пьесу "Полонез Огинского" я ставил в немецком городе Эссен. В театре "Современник" я репетирую пьесу Фернандо де Рохаса "Селестина" с Лией Ахеджаковой в главной роли - это уже вторая моя постановка в "Современнике". Какой-то опыт есть... Но в основном я берусь за собственные вещи: "Ромео..." мой второй опыт постановки чужого текста и первый - классической пьесы.

- Начинали вы актером?

- Да. А потом я закончил отделение прозы Литературного института и пьесы пишу с 1986 года. У меня их 74, и идут они во всем мире - даже в Австралии.

- Актерство дает знание основ сцены - вероятно, это очень помогает драматургу?

- Безусловно. Я вообще считаю себя "человеком театра" - я работал в нем осветителем, монтировщиком декораций, вахтером... Кем только не перебывал. В театре я знаю все наизусть. Он у меня в крови - в театральное училище я поступил в 15 лет, после 8-го класса. Сейчас я преподаю литературное творчество в Екатеринбургском театральном институте: самые знаменитые мои ученики - Олег Богаев и Василий Сигарев (его пьеса "Пластилин" идет в Москве, в Центре драматургии Казанцева). Своим ученикам я говорю, что драматург пишет не для вечности, а для сегодняшнего дня, поэтому он обязан очень хорошо знать театр. Когда я ставлю спектакль, они сидят на репетициях и смотрят, как спектакль поднимается, растет и оживает.

- Мысль о кризисе современной драматургии стала расхожей. Какого вы об этом мнения?

- О других драматургах говорить не буду, но среди моих бывших и нынешних учеников (к "уральской школе" относится 22 человека) талантливых людей очень много. Они не востребованы потому, что сотрудники театров ленивы и нелюбопытны. Все считают, что современная сцена должна ублажать и успокаивать, не говоря о нынешнем дне, - вот это меня ужасно беспокоит. Поэтому я создал свой театр, где будут играться пьесы уральских драматургов.

- Несколько слов о спектакле...

- В его основе лежит достаточно банальная, а может, и очень свежая мысль: сколько бы в жизни ни было грязи, человек великолепен. То лучшее, что в него заложено Богом, рано или поздно даст о себе знать - и тогда вырастут чудесные цветы. Любовь возвышает человека, благодаря ей он становится прекрасным - вот об этом мы, вместе с актерами, и говорим.

Алексей БАРТОШЕВИЧ: В нем есть суть и искренность

Специально для "Известий" "Ромео и Джульетту" Николая Коляды комментирует заведующий кафедрой зарубежного театра Российской академии театрального искусства, лауреат Государственной премии, доктор наук, профессор Алексей БАРТОШЕВИЧ.

- Есть выражение: талант - это чувство меры. "Ромео и Джульетта" Николая Коляды - пример того, как полное отсутствие чувства меры соединяется с несомненным талантом. При том что текст довольно существенно сокращен, спектакль чрезвычайно длинен: одаренный, обладающий яркими и временами очень точными видениями режиссер находит пять приемов решения одной и той же ситуации. Вместо того чтобы выбрать один, он показывает нам все. Спектакль страшно избыточен, временами иллюстративен, он полон фантазии, подчас становящейся обременительной и чрезмерной. Порой он стоит на грани довольно скверного вкуса.

Недостатки спектакля бросаются в глаза, но при этом в нем есть суть и искренность. И, самое главное, есть история судеб Ромео и Джульетты, замечательно сыгранная молодыми актерами. Мальчик и девочка превращаются в сильных и глубоких людей, театр разворачивает перед нами историю настоящей любви. А в современных постановках "Ромео и Джульетты" именно любовь оказывается камнем преткновения - это связано с характером нашего времени и типом человеческих отношений.

В постановке Николая Коляды любовь ожила, и это прекрасно. Жаль только, что режиссер не сумел увидеть чрезвычайную перенасыщенность спектакля всякого рода вещественными метафорами. Из трех с половиной часов сценического действия полтора уходят на текст, два - на довольно иллюстративную режиссуру. Если бы ее урезали наполовину

Но меня он все равно взволновал.

Алексей ФИЛИППОВ
Известия, 3 апреля 2002 года

СЕЛЕСТИНА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".