Версия для печати
Принцесса с железной хваткой
В "Современнике" появился действительно
современный спектакль
"Изменяться - значит жить" - эти
слова героини пьесы Уильямса "Сладкоголосая
птица юности" определяют смысл нового
спектакля "Современника", поставленного
режиссером Кириллом Серебренниковым. В известном
смысле Марина Неелова, согласившись играть
в сценической версии Серебренникова по мотивам
знаменитой пьесы Уильямса, рисковала не меньше,
чем ее героиня, стареющая кинозвезда Принцесса
Космонополис, связавшись с молодым красавчиком
Чансом Уэйном. Обе выиграли, вкусив живительного
эликсира молодости.
Прошу прощения за тавтологию, но в "Современнике"
появился, наконец, действительно современный
спектакль. Современный по энергетике, ритму,
сценическому языку, по той боли, с которой
он рассказал о загубленной юной жизни, попытавшейся
принять правила игры взрослых и циничных
людей. В сущности Серебренников поставил
спектакль о Чансе Уэйне - это он, неудачник-жиголо,
пытается остановить время, вернуться в прошлое
- и, естественно, терпит поражение. Принцесса,
пережив провал своего фильма, алкоголизм
и наркотические сны, все-таки выберется в
очередной раз из лабиринта жизни - актриса!
- а он погибнет, потому что пока еще беззащитен.
Чанса играет совсем молодой Юрий Колокольников
- и хотя он не может не уступать в мастерстве
своей блистательной партнерше, одну тему
играет точно и узнаваемо. "В тебе гордость
неудачника!" - кричит ему Принцесса,
и правда, за его великолепным торсом скрывается
отчаяние согнутого обстоятельствами несчастного
ребенка, и не понять этого - значит не иметь
сердца.
Сердце только раз заговорит у Принцессы -
когда Чанс расскажет ей печальную историю
своей любви к дочери местного босса Хэвенли.
Все остальное время она занята собственными
переживаниями, в чем откровенно и признается,
оговариваясь, правда, что именно из этих
переживаний и возникает искусство. Неелова
произносит это слово, презрительно прищурившись
и с таким напором, что не возникает сомнений
- другой жизни у ее героини просто не может
быть. Она играет не grande dame, не приму
в отставке, но вечную клоунессу, героиню
бесконечного, длиною в жизнь, трагифарса.
В первом акте Неелова бесстрашна и восхитительно
сексуальна, так хороша и обольстительна,
что молодым исполнительницам эротических
ролей стоило бы ходить на эти ее сцены в
"Современник", словно на мастер-класс.
Как она владеет при этом своим телом и голосом!
Во втором акте кульминацией становится ее
телефонный разговор с влиятельным голливудским
критиком - когда она узнает о триумфе своей
картины, то мгновенно забывает и Чанса, и
даже грозящую ему смертельную опасность:
она хочет только уехать, она уже не здесь,
и именно об этом говорит сцена, когда она
залезает в чемодан вместе со своими платьями.
При всем блеске и обаянии у этой Принцессы
железная хватка, и она тоже олицетворяет
тот мир, в котором суждено погибнуть Чансу
Уэйну.
Даже если в этом спектакле не было бы ничего,
кроме работы Марины Нееловой, то и тогда
Кирилла Серебренникова стоило бы поздравить
с удачей. Но в нем есть еще многое: от спорных
прологов, написанных Ниной Садур, до смелого
вторжения постановщика в мир пьесы. Он сократил
многие монологи, убрал некоторых действующих
лиц и даже отдал роль молоденькой Хэвенли
все той же Марине Нееловой. От всего этого
можно прийти в ужас, не видя спектакля, но,
посмотрев его, хочется сказать, что победителей
не судят. Потому что Хэвенли здесь - уже
не просто обманутая девочка, но поблекшее
существо без возраста, из которого ушла жизнь.
Она еще одна жертва, не пережившая прощания
с юностью, так как взросление и уж тем более
старость - это удел сильных. Мужская по преимуществу
массовка, к которой свел постановщик обитателей
городка, и без слов, с помощью музыки и движения
много говорит о его нравах, и в условиях
очевидного кризиса вербального театра это
кажется вполне допустимым. А финальная сцена,
когда все они выходят на сцену с серпами
в руках, по-настоящему удачна. Наконец, в
течение всего спектакля звучит на сцене мелодия
"Вернись в Сорренто" и неумолимо
убывает огромная луна - понятая режиссером
как знак быстротечности жизни, а на такие
эмоциональные пасы откликается и душа не
слишком жалующего новый театр зрителя.
Сладкоголосая птица юности поет и ему, и
очень хочется вспомнить славные имена и былой
театр, когда тоже ставили Уильямса - конечно,
совсем по-другому. В театр приходит новый
зритель, обитающий во всемирной сети и Льву
Толстому предпочитающий Владимира Сорокина,
- наивно полагать, что с ним можно разговаривать
на языке Малого театра, при всем уважении
к последнему. Найти себя в новом времени
- сложное дело, и именно об этом писал свою
великую пьесу Теннесси Уильямс. Искусству
меняться, а значит - жить, можно поучиться
у его Принцессы Космонополис, какой ее увидел
Кирилл Серебренников, и сыграла Марина Неелова.
Нина АГИШЕВА.
"Московские новости", 24-30 декабря
2002
|