МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
СЕЛЕСТИНА

Страсти лоскутного мира

Героиня нового спектакля театра "Современник" - сводня Селестина. Ее имя стало названием произведения испанца Фернандо де Рохаса, известного только очень дотошным знатокам истории зарубежной литературы. Кто бы мог предположить, что спустя шесть веков найдется человек, который сумеет эту многословную, излишне кровавую и мелодраматическую историю превратить в увлекательное и удивительно смешное действие.

Таким энтузиастом стал Николай Коляда, известный драматург из Екатеринбурга, чьи пьесы уже лет пятнадцать с неизменным успехом идут в театрах страны и зарубежья. Он не только сократил, переписал первоисточник, но и выступил как постановщик спектакля, пригласив в соавторы своего давнего и верного соратника - екаринбургского художника Владимира Кравцева.

Наверное, есть скрытый и важный смысл в том, что Коляда, полтора десятилетия описывавший жизнь небольшого российского городка в глубинке, обратился к классике - к де Рохасу и Шекспиру. Показ в рамках фестиваля "Золотая маска" екатеринбургского спектакля "Ромео и Джульетта", поставленного Колядой, и премьера "Селестины" в театре "Современник" почти совпали по времени. Подсознательно или осознанно Коляда потянулся не к описанию современного быта, а увлекся временами давними, почти нереальными, где нет мелочных забот, а существует некая универсальная схема человеческой жизни.

В екатеринбургском спектакле "Ромео и Джульетта" актеры слишком молоды и неопытны, они подкупают зрителя прежде всего искренностью чувств. В "Современнике" спектакль "Селестина" выиграл от того, что замыслы Коляды (человека, несомненно, талантливого даже в просчетах, вызванных неумением начинающего режиссера отсечь лишнее, загромождающее свое создание хорошими, но чрезмерными придумками, трюками и прочим) подкреплены еще и участием известного актера, прежде всего Лии Ахеджаковой.

Ахеджакова давняя поклонница Коляды и сыграла не в одной его пьесе. Но здесь произошел некий прорыв в ее творческой судьбе. Селестина Ахеджаковой - существо у-ди-ви-тельное! Уморительная, трогательная и наивная, несмотря на нелегкую судьбу и мрачные эпизоды своей биографии, Селестина не теряет веселости, оптимизма, своеобразного чувства юмора, она абсолютно уверена, что жизнь - увлекательная игра. Она - центр спектакля, потому что является двигателем интриги. Гибель героини в спектакле становится началом катастрофы, приводит к трагическому финалу и множеству смертей.

Остальные персонажи спектакля сливаются в некоего обобщенного героя забавного и странного мира, где много танцуют, где можно рвать ткань на длинные полоски и этой самой "рваклей" объясняться в любви, негодовать, говорить о своих страхах и томлении. Но в то же время спектакль излишне затянут, порой мизансцены длятся слишком долго, однако некоторые находки звучат свежо, придавая действию особую пронзительность.

Драматург Коляда, проверивший слово на прочность, стал искать путь к постижению действительности через звук и зрительный образ. Новый спектакль "Современника", давнего поклонника екатеринбургского автора, заставляет с нетерпением ждать продолжения этого необычного альянса.

Валентина ФЕДОРОВА
Парламентская газета, 4 июня 2002 года

СЕЛЕСТИНА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".