МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Фридрих Шиллер
ИГРАЕМ... ШИЛЛЕРА!

Версия для печати

Спектакль «Играем... Шиллера» снова на сцене «Современника»

"Современник" вернул на сцену спектакль, выпущенный Римасом Туминасом тринадцать лет назад, влив в старые мехи новое вино, то есть, обновив актерский состав. Роль Марии Стюарт досталась Чулпан Хаматовой, роль графа Лестера - Сергею Юшкевичу.
Как ни удивительно, но за тринадцать лет, прошедшие со дня премьеры, "Играем... Шиллера" не только не устарел, но и стал, пожалуй, еще более современным, если можно так говорить о спектакле, поставленном по мотивам исторической хроники.
Последние годы представили очень много примеров отчаянной борьбы за власть и только один случай, когда человек, обладающий высшей властью, расстался с ней по собственной воле. Все это приближает нас к событиям шиллеровской пьесы, случившимся триста с лишним лет назад.
Спектакль идет в тех же декорациях художника Адомаса Яцовскиса, который работает с Римасом Туминасом на всех постановках. Мир, в котором живет, борется и гибнет Мария Стюарт, он создал похожим на древнюю шотландскую легенду, где даром речи наделены не только люди, но и силы природы, где с героями говорят огонь и камень, медные трубы предупреждают о приближающейся беде, а вода проливается вместе с уходящей жизнью.
Этот мир остался прежним, но сам спектакль стал другим. В нем стало больше страсти и ненависти, как будто где-то внутри постановки заработал не видный глазу, но очень мощный мотор.
С первого появления на сцене Чулпан Хаматовой - Марии Стюарт становится ясно, что эта женщина с золотыми волосами, о красоте которой ее соперница говорит с раздражением, знает свою силу и не намерена ее скрывать. Свой неукротимый нрав она тоже утаить не в силах: тайная встреча двух королев, которая должна была стать первым шагом к примирению, превращается в словесную дуэль, в которой Мария побеждает, но это стоит ей жизни.
Вместе с золотистым париком, который она сбрасывает, обнажив коротко стриженую голову, с нее слетает и напускное смирение. Вот так же она обманет палача, который попытается поднять над плахой отрубленную голову шотландской королевы, но в руках у него останется только ее парик.
Елизавета (Марина Неелова) в этой сцене возвышается над соперницей, как скала; Мария ведет себя как вода, которая размывает ее и грозит снести. Взаимную ненависть двух королев подогревает и то, что у каждой из них есть планы на одного и того же мужчину, - попытка обратиться к помощи графа Лестера становится последней ступенькой на пути Марии к гибели. Когда заговор открывается, ей остается жить совсем немного. Двум королевам в Англии нет места, как нет места и двум женщинам, таким разным и в то же время таким похожим в своем стремлении к высшей власти. Ненависть связывает так же крепко, как любовь; когда Марии не станет, Елизавета почувствует внезапную слабость.
В финальных сценах соперницы очень похожи друг на друга. Сходство подчеркивают одинаковая одежда и головные уборы - как тут не вспомнить, что они двоюродные сестры. А еще - что в древних легендах герой, убив своего врага, обычно приобретает его черты.

 

Татьяна ФИЛИППОВА
«РБК daily», 4 марта 2013 года

 

ИГРАЕМ... ШИЛЛЕРА!
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".