МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Петр Хотяновский, Инга Гаручава
ПОЛЕТ ЧЕРНОЙ ЛАСТОЧКИ,
или ЭПИЗОДЫ ИСТОРИИ
ПОД УГЛОМ 40 ГРАДУСОВ

Версия для печати

Отзывы прессы на спектакль:

«Спектакль «Полет черной ласточки» по пьесе тбилисских драматургов Петра Хотяновского и Инги Гаручава, поставленный модным режиссером-экспериментатором Владимиром Агеевым, с первых же минут опровергает все внутренние заготовки и начинает погружать зрителей в свой прихотливый, фантастический сюжет, в диссонансные потоки исторических фактов и баек, «хайтековских» придумок, авторско-режиссерских ассоциаций и актерского художественного литья.

<…>Игорь Кваша играет Сталина – мастерски, без нажима на общеизвестные штампы. Без затяжных, многозначительных пауз, добавив лишь легкий акцент. Играет без ожесточенной разоблачительности, играет самое сложное – заурядность, обыкновенную дрянь рода человеческого. Дрянь, возомнившую себя богом. Дрянь трусливую, жестокую, жадную до жизни, похотливую и даже отчасти сентиментальную.
Но любви он не знал – ни к матери, ни к женщине. Поэтому так хочется ему, пока не закроется небо, поймать за хвост ускользающую жизнь, почувствовать себя Ромео, узнать любовь Женщины – он даже готов обвенчаться с ней.
И будет на сцене обряд венчания, как положено с «патером Лоренцо» – настоятелем церкви Евлампием (Владислав Федченко), посаженными отцом – евреем-портным (Валерий Шальных) и матерью – случайной цыганкой из хора. Только станет это обручение праздником сатаны и ведьмы…»

Петр КУЗЬМЕНКО
«Вечерняя Москва», 25 апреля 2005 года

«Конечно, это большей частью художественный домысел, не стыкующийся с грозным образом тирана, сгноившим тысячи невинных людей в лагерях. И вместе с тем, почему бы театру не вообразить, будто на закате своих дней Сталин встретил женщину, о которой мечтал всю жизнь и мог бы ей довериться? Усталость с такой силой навалилась на вождя, что ему захотелось забыть о темных сторонах своей жизни, выбросить из памяти все плохое и вспоминать только о хорошем - о босоногом детстве, маме, папе. Иногда читать стихи, слушать грузинскую песенку о черной ласточке, совершать воображаемые путешествия в разные страны.
Авторы пьесы Петр Хотяновский и Инга Гаручава, предложив театру неправдоподобную историю с реальным Сталиным и назвав ее "Полет черной ласточки", поставили перед режиссером Владимиром Агеевым и его актерами очень важный вопрос: можно ли простить тирана, в котором проснулось нечто человеческое, ведь Бог велел всех прощать?»

Любовь ЛЕБЕДИНА
«Труд», 26 апреля 2005 года

«И именно в минуты сегодняшнего апогея неосталинизма актер Кваша, умеющий, как и многие другие хорошие артисты, талантом раздвигать рамки иных драматических поделок, сказал нечто поверх незамысловатого текста: сильная рука нередко дрожала. А сильной ее делали наши собственные слабости, наше идолопоклонничество.

Культ личности строил сам советский народ. В ночь смерти вождь прокручивает главные эпизоды своей жизни, и Кваша подводит нас к главной своей мысли: не мечтайте о сильной руке, только породите новые несчастья.

Пусть уходит от нас товарищ Сталин. Не станем удерживать его за сухую, слабую руку».

Инна ВИШНЕВСКАЯ
«Родная газета» № 20, 03 июня 2005 г.

«Сталина играет Игорь Кваша, чьими героями по большей части были "слабые мира сего", люди интеллигентные, способные в лучшем случае на крошечный частный бунт. В "Полете..." актера просто не узнать. И дело вовсе не в портретном гриме. Проявилась в нем, с одной стороны, пугающая повелительная жесткость, а с другой - легкость существования в стилистике абсолютно условной. Его вождь неуловимо и неумолимо мутирует из нормального "кавказского мужчины" в монстрообразное существо, для которого смерть - только начало пути к подлинному величию. Сочетая человеческие интонации и потустороннюю сумрачность, Кваша достигает замечательного эффекта <…>
Спектакль Владимира Агеева - не о политике или "частной жизни знаменитостей", подобные вещи режиссера просто не интересуют. "Полет черной ласточки" - это красивая история о наших страхах, рождающих мифы. Природа человека - из разряда малоизведанных материй. И режиссер красноречиво и мудро демонстрирует нам материальность мыслей и возможности нашего собственного подсознания»

Алиса НИКОЛЬСКАЯ
«Культура», 8-15 мая 2005 года

«Другую» сцену театра «Современник» сценограф Марина Филатова окружила колоннами-призраками и скульптурами, похожими одновременно на греческие статуи и монументы сталинского ампира. Точные, узнаваемые детали, как, например, кабинетный кожаный диван, превращаются в этом пространстве в метафоры и даже символы.
Но оторваться от исторического контекста, спектаклю не позволяет игра Игоря Кваши. Сколь бы вечной ни была тема тирании, у каждого времени свой тиран»

Елена ГРУЕВА
«Ваш досуг» №16, 22 апреля – 1 мая 2005 года

ПОЛЕТ ЧЕРНОЙ ЛАСТОЧКИ,<br> или ЭПИЗОДЫ ИСТОРИИ<br> ПОД УГЛОМ 40 ГРАДУСОВ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".