Версия для печати
Галина Волчек и другие
В "Современнике" начались показы работ молодых режиссеров
В канун Крещения на Другой сцене "Современника" открылась серия спектаклей экспериментального проекта, инициатором которого выступила Галина Волчек.
Летом прошлого года, накануне закрытия сезона, Галина Волчек пригласила четырех молодых режиссеров, студентов и выпускников разных мастерских режиссерского факультета РАТИ, для того, чтобы поработать с актерами театра. Ее условия были предельно демократичны: театр не влияет ни на материал, предложенный режиссером, ни на выбор актеров. Единственное ограничение - не занимать артистов "со стороны". "Современник" представил все свои репетиционные мощности, а также открыл свои декорационные и костюмерные запасники для того, чтобы самостоятельно или в соавторстве с приглашенным "по дружбе" художником поработать над созданием эскиза будущего спектакля.
Разумеется, это был трудный и опасный эксперимент: Волчек не стала делать ставку на громкие, уже заявившие себя на современном театральном рынке имена. Для участия в проекте "Современник" пригласил студентов или недавних выпускников: Екатерину Половцеву (4-й курс РАТИ, мастерская Сергея Женовача), которая покажет пьесу А.Н. Островского "Неожиданный случай"; Кирилла Вытоптова (3-й курс РАТИ, мастерская Олега Кудряшова), который представит собственную инсценировку сказки для взрослых норвежского писателя Эрленда Лу "Курт звереет"; Олега Плаксина (выпускника РАТИ этого года, мастерская Иосифа Райхельгауза), который выбрал пьесу современного российского драматурга Елены Ерпылёвой "Пижранет".
Январская серия показов открылась проектом Михаила Покрасса, выпускника мастерской Марка Захарова, известного своим спектаклем в Центре драматургии и режиссуры "Не про говоренное". Продолжая поиски в области авторского театра, он предложил артистам "Современника" свой собственный текст, который так и назвали "Спектакль". Вместе с художницей Наной Абдрашитовой он заполнил сцену столами, которые одновременно являются корпусами жилых домов со множеством окон. В этой условной среде живут молодой актер Иван, играющий в театре Гамлета (Илья Древнов), его Друг и партнер Макс, он же Лаэрт (Артур Смольянинов), его жена Аня, играющая на скрипке в знаменитом оркестре (Елена Плаксина), метафизический зритель, он же Прохожий, он же - Черт (Валерий Шальных) и еще две зрительницы в театральном зале (Янина Романова и Ульяна Лаптева). Устроенная как серия монологов пьеса сильно напоминает стилистику Гришковца, только с метафизическим уклоном. Ваня начинает свою роль в пьесе как актер-неудачник, который забывает монолог "Быть или не быть" и потому бежит из театра, чтобы стать неудачным менеджером. Его юная жена страдает, видя темные и инфантильные страдания мужа, и, в конце концов, разражается монологом о музыке, из которого понятно только то, что Елена Плаксина - очень красивая, яркая и предельно заразительная актриса. Илья Древнов - тонкий и деликатный - был бы неплох, если бы автор и режиссер дали ему хоть какое-то внятное объяснение природы его страданий. Артур Смольянинов, активный участник современного кинопроцесса, обыгрывает своего друга Гамлета на десять очков, но слишком темпераментно суетится и тоже не знает, что играть.
Самая же лучшая (хотя и не менее внятная) роль этого проекта получилась у старшего "современниковца" Валерия Шальных. Завораживает уже его странный Зритель, который (сидя лицом к залу) прекрасно транслирует скуку и недоумение, часто посещающие публику современного театра. Эта самая многообещающая сцена пьесы, к сожалению, смята инфантильным психологизмом всего последующего. Чувство абсурдности мира, легкость шаржа, пастельные тона, отсутствие грубости в рисунке - все это делает его не менее претенциозного, чем все остальные, и вполне вторичного в литературном отношении персонажа явлением из ряда вон выходящим. Как ни странно - это одна из лучших ролей Шальных за последние годы. Совсем не мало для режиссерского эскиза. Жаль только, что интересный режиссер Покрасс взялся спасать безнадежного литератора Покрасса. В итоге оба проиграли.
Алена КАРАСЬ
«Российская газета», 21 января 2009 года
|