Версия для печати
Гном в тенях
«Шинель» Николая Гоголя. Режиссер Валерий Фокин.
Театр «Современник» совместно с Центром имени Мейерхольда
Предыстория фокинской «Шинели» длиннее, чем сам спектакль,
длящийся ровно шестьдесят минут. Каждый из создателей с удовольствием
рассказывает, как и где Юрию Росту, другу Марины Нееловой, пришла в голову
счастливая мысль, сведшая в одно многолетние поиски режиссера и давнее желание
актрисы сыграть Акакия Башмачкина. Сам Фокин неоднократно повествовал о своем
видении гоголевской повести, о страшном, вьюжном и мистическом городе
Петербурге, об Акакии Акакиевиче – существе без пола и возраста. В результате
получился коротенький экзерсис, этакий безупречно сделанный парадокс без
малейшей претензии на вселенскую значимость и глобальные обобщения.
Марину Неелову, яркую и женственную приму «Современника», узнать
нельзя: в центре пустого пространства сцены копошится крошечный гном со
скрюченными ручками-ножками, морщинистой мордочкой и редкими белесыми
волосенками. Персонаж лишен дара членораздельной речи: за все действо актриса
произносит едва ли четыре связных предложения – сплошные цоканья, попискивания,
вздохи и кряхтенье. Место обитания – стоящая шатром шинель вдвое выше своего
жильца, там этот зверек теплит свой фонарь, там гнездится, а справлять нужду
выползает наружу спектакль начинается с тихонького «пись-пись».
Чтобы пойти или побежать, ему необходимо попыхтеть и
разогнаться, а походка у него враскорячку, то ли клоунская, то ли старческая.
Вокруг Башмачкина – холодный и пугающий мир: на огромном
пластиковом экране клубится бурная, но призрачная жизнь теней (их автор – Илья
Эппельбаум): то метель, то чиновничий пир, то швейная машинка «Зингер», педаль
которой качает ужасная босая нога. Звуки. Доносящиеся из-за экрана и из-под
потолка, беспрерывно множат и подхватывают жалобное воркование Акакия. Гномик
существует в настороженной гармонии с окружающим миром, пока внезапно его
дом-шинель не приходит в категорическую негодность: плотоядно трещат прорехи,
отваливается огромный рукав. Смущение миропорядка является в виде новой шинели
– внешне не слишком отличающейся от старой, но зато живой. Она бродит вокруг
Башмачкина, тянет к нему пустые рукава, заигрывает, кокетничает, наконец,
обнимает его и прячет внутри себя. Между ожившей одеждой и жалким недочеловеком
устанавливаются тесные, почти любовные отношения. Но они не продлятся долго,
полет в обновке над призрачным Петербургом закончится известной по сюжету
катастрофой, и Акакий тихо и смирно ляжет в опрокинутую старую шинель, как в
гроб.
Мария ЛЬВОВА
«Вечерний Клуб», 12 октября 2004
|