«Золушка»
В репертуаре «Современника» впервые за много лет появился детский спектакль. Впрочем, сказку Евгения Шварца, как и трактовку режиссера Екатерины Половцевой, исключительно детской не назовешь. Но со сложными смысловыми конструкциями в спектакле отлично соседствуют простодушие и яркие, смешные находки, делающие почти трехчасовое зрелище легким и интересным для любого возраста.
Местом действия придуман вокзальный зал ожидания: тускловатые стены, ободранные стулья, из громкоговорителя несется зачитывающий «сказочные» объявления голос, предлагающий, например, «Алисе, встречающей поезд из страны чудес, пройти за Белым кроликом». Образ любопытный и точный, ведь вокзал – это и встречи, и расставания, и ожидание, и самые разные неожиданности, как и должно быть в сказке: в дворцовых эпизодах вокзал исчезает, уступая место простору королевского обиталища, тут всем живется весело и беззаботно.
Прекрасному актерскому коллективу «Современника» доставляет явное удовольствие работать в «сказочном» материале. Центр спектакля – два противоположных характера: Король и Мачеха. Король Ильи Лыкова – заводной мальчишка в кроссовках и короне, открытый, романтичный, по-житейски умный. Ему больше всего на свете хочется, чтобы все вокруг были счастливы. поэтому он устраивает балы для подданных и так яростно негодует, когда сталкивается с несправедливостью. А вот Мачехе хочется другого – счастья и комфорта только себелюбимой. Полина Рашкина играет Мачеху эдакой дивой: каблуки-шпильки, сверкающие украшения, стервозные интонации; несносная, но при этом неотразимая.
Влюбленную пару, Золушку и Принца, играют дебютанты. Золушка Анны Левановой –«дитя улиц», привыкшая к одиночеству и необходимости защищать себя и преображающаяся в нежный цветок под любящим взглядом. Принц Ивана Забелина – поначалу такой «Гамлет с книжкой», погруженный в себя, нелюдимый. И точно так же раскрывающийся навстречу любви. Именно чудо любви, родившееся вопреки всему,– основная мысль спектакля, понятная и детям, и взрослым.
Алиса НИКОЛЬСКАЯ
«Театральная афиша», июнь-июль 2014 года
|