Версия для печати
Звездный дуэт
В театре «Современник» появилась новая площадка – Другая
сцена, на которой сыграли первый спектакль – «Шинель» в постановке Валерия
Фокина. Главную и единственную роль – Акакия Акакиевича Башмачкина – исполнила
Марина Неелова.
Задник сцены представляет собой полупрозрачный экран, по
которому летят и летят тяжелые мокрые хлопья снега. Этого оказывается
достаточно, чтобы понять: история, которую сейчас представят, могла произойти
только в одном месте – Петербурге. Валерий Фокин как никто другой чувствует
атмосферу Северной столицы, поэтому его авторы Гоголь (спектакль «Нумер в
гостинице города NN», поставленный по «Мертвым душам») и Достоевский (спектакль
«Двойник», над которым он сейчас работает в Александринском театре и который
должен образовать с «Шинелью» своеобразную дилогию).
Посреди пустой сцены – огромная шинель. Из нее, словно из
кокона, вылупляется, выкарабкивается не мужчина и не женщина, а странное,
потустороннее существо, которое ближе к насекомым, чем к роду человеческому.
Показывается маленькая, лысенькая голова, сморщенное, словно печеное яблоко,
личико, глаза полузакрыты, на устах – блаженная улыбка. Обжитая, теплая, уютная
родная шинель принимает в себя Башмачкина и защищает от внешнего мира. Нет
никаких сомнений, что это не просто верхняя одежда, а нечто большее – дом,
который он, как улитка, носит на себе.
Когда старая шинель окончательно придет в негодность, появится
новая, добытая ценой горьких лишений, она будет важной и фасонистой,
существующей отдельно от Акакия Акакиевича. Поначалу она победно проносится
мимо него, но постепенно он приручает ее и с трепетом примеряет. Как известно,
счастье окажется недолгим – сокровище украдут, а Башмачкин упадет в старую
шинель, как в гроб.
В одно время и в одном месте сошлись две звезды театра – Валерий
Фокин и Марина Неелова. Первый придумал, как эту историю рассказать, вторая
сумела ее сыграть. Актрису в спектакле не узнать, и причиной тому не столько
многослойный грим, сколько ее удивительная способность к перевоплощению. В
распоряжении Нееловой от гоголевского текста остается всего несколько
невнятных, сумбурных фраз. «Ми-ми-ми…ми-ло-стивый государь», - повторяет
Башмачкин в начале спектакля, с упоением выводя гусиным пером буквы, а в конце
страдальчески восклицает: «Я брат ваш!» Но лаконизм и аскетизм спектаклю весьма
к лицу. Тем более что отсутствие текста актриса сполна возмещает пластикой и
мимикой.
Валерий Фокин создал уникальное зрелище, собрав талантливую
команду: музыку написал Александр Бакши, многоголосие обеспечил Андрей Котов со
своим ансамблем «Сирин», Илья Эппельбаум теневыми сценами раздвинул границы
происходящего и населил спектакль многочисленными невидимыми персонажами.
Светлана ТАРАСОВА
«Досуг и развлечения», 28 октября – 7 ноября 2004
|