МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Ф.М.Достоевский
БЕСЫ

Версия для печати

«Прививка» Анджея Вайды

Почти полвека назад Анджей Вайда задумал показать миру «Бесов» Достоевского, причем мечтал представить роман на родном языке писателя. По понятным причинам ни в конце 50-х (когда польский режиссер только начал вынашивать эту идею), ни в начале 70-х (когда он ознакомил с нею тогдашнего министра культуры СССР Фурцеву) это было невозможно – Советский Союз и Федор Михайлович плохо контактировали друг с другом. Поэтому мечта Вайды реализовывалась только частично. То есть мир все-таки видел «Бесов» в его режиссуре, но на других языках: польском, французском, английском, немецком и даже японском. И вот наконец невозможное стало возможным.

В Московском театре «Современник» - премьера «Бесов»: в постановке знаменитого польского режиссера, в сценическом оформлении его жены Кристины Захватович (с которой, кстати, Вайда познакомился 30 лет назад в Кракове во время работы над теми же «Бесами»), по пьесе Альбера Камю и в исполнении русских артистов.

Чтобы проект осуществился, Галине Волчек пришлось восемь лет подряд уговаривать своего польского коллегу. Не потому, что он не хотел – нет! Просто этому крайне востребованному режиссеру с мировым именем очень трудно было отыскать время для работы в России в своем графике. «Счастье, что мы дожили до этого дня!» - сказала Галина Борисовна в первом же тосте на банкете после премьеры. Немудрено. После того как Вайда, приехав в прошлом апреле в Москву и посмотрев спектакль «Крутой маршрут», сказал: «Да, Галя, я буду у тебя в театре ставить Достоевского», художественный руководитель «Современника» с коллегами повели себя как малые дети: обнимались и буквально кричали: «Мы сделали это!»

«Столько трудностей встречалось на пути, - рассказывает Волчек, - и не только организационных. Кое-кого из артистов, например, пришлось убеждать, что сыграть небольшую роль у великого режиссера бывает более значимо, чем титульную в другом спектакле. В нашей постановке занято 27 человек из труппы, и для меня было очень важно, чтобы как можно больше артистов получили «прививку» Анджея Вайды. Я очень рада, что это свершилось. Конечно, мы пережили полтора месяца дикой напряженки (именно такой срок на постановку отвел режиссер), но, по-моему, не напрасно. Я сама не пропустила ни одной репетиции, сидела от первой до последней минуты рядом с Анджеем».

Господин Вайда поднял свой бокал за дружбу: «30 лет назад я ставил в этом театре спектакль «как брат брату». Тогда мы и сдружились с Галиной. За эти годы мир сильно изменился, а мы с Галей по-прежнему друзья. Не много я знаю людей, которые и через три десятка лет не меняют своих нравственных установок и продолжают следовать однажды выбранным жизненным ценностям». На вопрос корреспондента «7Д»: «Как вы оцениваете результат своей работы?» - режиссер ответил: «Премьерные спектакли смотрят в основном друзья, поэтому пока нас никто не критикует. Но мне интересна реакция обычных зрителей. А что до меня, то, на мой взгляд – хорошо получилось. Добже…» - улыбнулся пан Вайда и добавил с нескрываемым восхищением: «В этом театре фантастический состав актеров!» Не имея возможности выразить свое отношение к каждому артисту в отдельности, переполненный эмоциями режиссер расцеловал исполнительницу роли Лебядкиной Елену Яковлеву, которая и вправду в этом спектакле превзошла саму себя.

На память от «Современника» Анджею Вайде и его супруге вручили два совершенно разных по стилистике портрета Достоевского – оба работы художника Евгения Митты, а также традиционную бутылку русской водки… В общем, спектакль, как говорится, получил путевку в жизнь, настроение у всех его участников после шести недель адской работы было приподнятым, и только одно обстоятельство удручало присутствующих. Его лаконично выразил в тосте посол Республики Польша в России господин Стефан Меллер, кстати, бывший ректор Театральной Академии Варшавы: «К сожалению, в нашем мире Достоевский со всеми его предсказаниями актуален…» И, размышляя об этом, каждый в глубине души надеялся, что новая премьера театра поможет хоть на йоту приблизиться к тому, о чем всю жизнь мечтал Федор Михайлович, - ко всеобщему исцелению от «бесов». Ради этого, собственно, и был затеян проект.

 

Татьяна ЗАЙЦЕВА
«Семь дней»,
№14, 29 марта – 4 апреля 2004

 

БЕСЫ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".