Версия для печати
CЛАДКОГОЛОСАЯ ПТИЦА ЮНОСТИ.
"Современник".
Имя Теннесси Уильямса вновь становится популярным
- его выбирают молодые. Отрицая Чехова, они
возвращаются его американскому аналогу.
Уильямс - как учение Станиславского, предназначен
только для больших актеров и больших режиссеров.
В его пьесах в советском театре блистали
Светлана Немоляева, Татьяна Доронина, Ангелина
Степанова. Сладкоголосую птицу юности ставили
во МХАТе, спектакль этот памятен зрителям
старшего поколения, и Степанова там действительно
была хороша необыкновенно с ее сухим надтреснутым
голосом, с худыми цепляющимися за жизнь руками,
с царственной осанкой настоящей Принцессы
со странным именем Космонополис. Сегодняшняя
Принцесса - героиня спектакля "Современника"
Марина Неелова, в постановке молодого и очень
талантливого режиссера Кирилла Серебренникова.
Здесь Марина играет две роли - саму Принцессу,
стареющую голливудскую Диву и юную невесту
из провинциального городка, полубезумную
девушку со стремительно увядающей красотой,
то ли от болезни, то ли от страданий. Здесь
много говорят о старости, о немощи. Здесь
даже юность теряет свою привлекательность,
потому что именно в юности совершаются непростительные
ошибки, со временем превращающиеся в тяжкие
грехи, те, что в самый неподходящий момент
начинают требовать расплаты, и уйти от этого
возмездия невозможно. Спектакль у Серебренникова
получился необычайно цельный, полностью придуманный
режиссером, от первого до последнего жеста,
в нем даже пугающе огромная луна живет своей
жизнью, в течение трех часов проходящая все
стадии - от полнолуния, к месяцу и к финальному
затмению. Нет случайных слов, случайных реплик,
проболтанных мизансцен. Нужно очень много
знать про эту жизнь, чтобы с такой легкостью
и стремительностью рассказать о смерти.
У Марины Нееловой не бывает простых ролей
- так уж у нее на роду написано, взбираться
на самую высокую вершину, внедряться в самые
непроходимые дебри, так было с молодости
- в "Монологе", в "Вечно живых",
в "Спешите делать добро", так складывается
и до сих пор - в "Вирджинии Вульф",
в "Крутом Маршруте", в шиллеровской
"Елизавете". Нынешняя ее работа,
кажется сильнее всех предыдущих - но такое
впечатление эта актриса производит каждый
раз, и сколько сил и таланта у нее еще в
запасе - остается только догадываться. В
ней чистота соседствует с цинизмом, чувство
юмора - с настоящей трагедией, беспечность
с мудростью, мальчишество с женственностью...
Она не боится ничего, не прячет своих лет
- поэтому всегда кажется моложе и сильнее.
Ей, конечно, повезло, ее актерская судьба
складывается счастливо - и почти всегда ее
природная страстность совпадала с предложенным
материалом. Уильямс - не исключение. Трудно
играть такую роль и физически тоже - вихрь,
порыв, актерство, молодой партнер,- замечательный
парень Юрий Колокольников, которому она властно
протягивает руки, но через секунду уже сама
несется за ним вскачь - маленькая, тонкая,
смешная.
На спектакле побывала завлит московского
академического театра, помнящая великую Степанову
в этой же роли. Во время поклонов, сквозь
шум оваций и криков: "браво!",
я услышала ее слова: "Неелова - гений.
Такую актрису надо забрасывать цветами. У
нас этого пока не понимают."
Ксения ЛАРИНА
"Эхо Москвы", передача "4
минуты с театром"
11 января 2003
|