МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
А.Н. Островский
НЕОЖИДАННЫЙ СЛУЧАЙ

Версия для печати

Галина Волчек пошла против правил - навстречу молодым

В «Современнике» на предназначенной для экспериментов (так называемой Другой) сцене впервые показали результат необычного эксперимента художественного руководителя театра Галины Волчек. Летом прошлого года, в конце сезона, четырем молодым режиссерам, студентам и выпускникам разных мастерских режиссерского факультета Российской академии театрального искусства (РАТИ) дали поставить спектакли с актерами «Современника».

Первым отчетом об их работе стала постановка Михаила Покрасса «Спектакль». Молодой режиссер, окончивший театральный вуз, чаще всего первым делом начинает лихорадочно искать работу. Он должен любой ценой выбраться из замкнутого круга: театры не приглашают, потому что его еще не знают. Показать, на что он способен, режиссеру негде – для этого нужно поставить спектакль, требующий постановочных расходов. Не могут решить эту проблему и гранты, выделяемые столичным комитетом по культуре в рамках проекта «Открытая сцена», поскольку они не всегда достаются новичкам. И, наконец, в столице есть всего несколько экспериментальных театральных площадок: Центр драматургии и режиссуры, Театр DOC, отчасти – «Практика» и Центр имени Мейерхольда.

Галина Волчек пришла на выручку молодым коллегам по понятной причине: «Современник», отметивший в 2006 году свое пятидесятилетие, нуждается в притоке свежих идей хотя бы для того, чтобы оправдать название. Да и молодых актеров, жаждущих работы и новых режиссерских экспериментов, в театре немало. Выпустившие здесь по несколько спектаклей Кирилл Серебренников и Нина Чусова успели стать маститыми режиссерами, у них теперь совсем другие интересы: Серебренников снимает кино и преподает на своем курсе в Школе-студии МХТ, Чусова ставит спектакли в антрепризе.

Обычно, если коллективом руководит не менеджер, не знаменитый артист, а создавший авторский театр режиссер, он, как правило, зовет в постановки своих учеников, либо режиссеров, чьи спектакли кажутся ему близкими. Волчек пошла против правил, собрав учеников самых разных театральных школ. Среди участников проекта – студентка Сергея Женовача Екатерина Половцева; закончивший недавно курс Марка Захарова и успевший поставить спектакль «Не про говоренное» в Центре драматургии и режиссуры Михаил Покрасс; студент третьего курса мастерской Олега Кудряшова в РАТИ Кирилл Вытоптов и учившийся у Иосифа Райхельгауза в РАТИ Олег Плаксин.

Молодым режиссерам разрешили практически все. Они сами выбирали пьесу и актеров, по своему усмотрению использовали репетиционные площадки «Современника», его декорации и костюмы. Театр поставил только одно условие – не приглашать актеров со стороны. То, что получилось в результате этой работы, называется «эскизом спектакля» – действом, способным вырасти в полноценную постановку. Интересно, что войти в эксперимент решили не только молодые актеры, но и ветераны «Современника», отдавшие ему много лет.

Михаил Покрасс начал первым, и его спектакль, похоже, будет самым необычным. Пьеса «Спектакль» придумана вместе с актерами во время репетиций и напоминает музыкальное сочинение с множеством переплетающихся тем. Актер Иван (Илья Древнов), играющий Гамлета, уходит из театра, хотя приятель Макс (Артур Смольянинов) пытается его удержать. Актер становится менеджером, встречается со странными личностями вроде Чиновника и Черта (обоих играет Валерий Шальных). Тем временем жена актера Аня (Елена Плаксина) то недоуменно наблюдает за мужем и произносит странные монологи, то, надев черное вечернее платье и обернувшись гламурной красавицей, живет отдельной от мужа жизнью. Сюжет взрывают разговоры Макса по мобильнику с подружкой, а также бабушкой, которая пытается уберечь его от беспорядочного секса. А жена Аня и вовсе становится вдруг топ-менеджером его конторы. На сцене все кипит и меняется, все хаотично и нестройно – прямо как в жизни. Это впечатление усиливают актеры, которые стараются вести себя предельно естественно, так, чтобы зрители не чувствовали, что их от сцены отделяет воображаемая четвертая стена.

В пьесе не найдешь композиционного стержня, а в спектакле – четкого режиссерского построения или мастерски отточенных мизансцен. Зато в нем есть то, чем обычно подкупает любая студенческая работа: актеры ведут себя живо, предельно естественно, по ним ясно видно, какое удовольствие доставляет им их работа. Судьбу «Спектакля», как и работ остальных режиссеров – участников эксперимента будет решать Галина Волчек вместе с другими взрослыми – актерами и режиссерами «Современника», которые тоже видели показ. Речь идет о спектаклях Екатерины Половцевой «Неожиданный случай» по Островскому, Кирилла Вытоптова «Курт звереет» (инсценировка сказки для взрослых норвежского писателя Эрленда Лу) и Олега Плаксина, поставившего пьесу Елены Ерпылевой «Пижранет». Какой из них войдет в репертуарный план «Современника», станет ясно в конце января, когда взрослые увидят все работы.

АРТУР СМОЛЬЯНИНОВ, актер театра «Современник», исполнитель роли Макса в «Спектакле» Михаила Покрасса: «Мы все время что-то придумывали и получали удовольствие от работы»

- Что больше всего удивило в «Спектакле »?

- Режиссер Михаил Покрасс. Точнее то, как он работал, пока шли репетиции. Миша – очень деликатный режиссер, он всегда идет от актера, учитывает его возможности. Он очень внимателен, достаточно открыт и легко принимает новые идеи.

- Репетировали долго?

- Месяца два, это недолго. Но то, что было на репетициях, сильно отличается от того, что сейчас получилось. У меня ощущение, что это совершенно другой спектакль.

- Почему?

- Мы работали в свободном режиме: что-то искали, находили, от чего-то отказывались. Мы все время что-то придумывали и получали истинное удовольствие от работы. Одним словом, мы занимались творчеством. А когда пришло время показать результаты нашей работы, нужно было придать ей законченную форму, заключить действие в какие-то рамки, временные и пространственные. Лично мне это все мешало. Я бы порепетировал еще месяца два.

- Покрасс говорил, что сочинил пьесу вместе с актерами. Какие реплики придумали вы?

- Вообще, я бы не стал что-то выделять. Ну, например, я, когда Аня – Елена Плаксина – говорит, что в детстве она все время задавала вопросы: «Почему папа уходит на работу?», «Почему идет снег?» и так далее, а сейчас все вопросы закончились... Это – мои слова.

- Ощущение такое, что у вас получился живой спектакль, что актеры придумывают все прямо у зрителей на глазах.

- Хорошо, что у вас такое ощущение, хотя на самом деле в действии есть какие-то фиксированные точки. Мы не просто идем туда, куда захотим, а должны работать с партнером, с декорацией – в общем, вольностей на сцене немного. Наша свобода связана скорее с внутренним состоянием. Мы стараемся искать, открывать каждую ситуацию, сделать ее живой.

- Вам больше что нравится: играть в театре или сниматься в кино?

- В кино от меня требуют просто типажности – точнее, чтобы я соответствовал какому-то определенному типу. В театре же я могу себе позволить быть абсолютно разным. Слава богу, что находятся такие роли и режиссеры, которые дают мне расти, учиться, искать.

Ольга РОМАНЦОВА

Gzt.ru, 19 января 2009 года

НЕОЖИДАННЫЙ СЛУЧАЙ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".