Версия для печати
"Современник" пустил грех на сцену
"Знаменитая кинозвезда Александра дель
Лаго под вымышленным именем Принцессы Космонополис
останавливается в отеле небольшого городка.
Здесь она надеется забыть прошлое, уйти от
себя, но вряд ли это возможно…" - так
в советские времена выглядела аннотация знаменитой
пьесы американского классика Теннесси Уильямса
"Сладкоголосая птица юности"
В общем, все это правда, но, правда и то,
что пьеса о случайной встрече в гостинице
стареющей женщины и молодого человека замешана
на сексе, наркотиках и нешуточных страстях.
Но в СССР из греховодника Уильямса старательно
делали целомудренного задумчивого лирика.
Особенно когда в 70-ые годы во МХАТе "Птицу"
захотела сыграть - и сыграла-таки - сама
Ангелина Степанова. Народной артистке тогда
было уже за 70, она была секретарем парткома
главного театра страны, и поэтому слово "секс"
и "наркотики" не понимала и понимать
не желала.
А модный ныне в Москве молодой режиссер Кирилл
Серебренников эти слова знает и понимает.
Поэтому он решил исправить легенду и вернуть
Уильямсу его истинное лицо. Он утверждает,
что ставит не про "забыть прошлое, уйти
от себя", а, наоборот - "про время,
в которое нельзя вернуться". Вычеркнутые
безнравственные сцены возвратили на место,
а Нина Садур переписала старый перевод Виталия
Вульфа.
Горячую союзницу Серебренников нашел в лице
первой актрисы "Современника" Марины
Нееловой, и тогда же был приглашен на постановку.
Вообще, этот довольно-таки консервативный
театр крайне подозрительно относится к молодым
авангардистам, но Галина Волчек посмотрела
имевшие успех серебренниковские спектакли
последних сезонов ("Пластилин"
в Центре драматургии и режиссуры, "Откровенные
полароидные снимки" в Театре им. А.
С. Пушкина) и неожиданно для многих отважилась
на время отдать Серебренникову свою сцену.
Тот, в свою очередь, не растерялся - перенес
действие в дом престарелых, пригласил на
вторую главную роль красивого молодого актера
Юрия Колокольникова, а Марину Неелову заставил
играть две роли сразу, причем в одной из
них, роли Принцессы, прямо-таки исходить
от темпераментных страстей.
В общем, можно уверенно пообещать зрителю,
что такой отважной и откровенной Нееловой
он никогда прежде не видел. Зная затейника
и провокатора Серебренникова, который умеет
взорвать любую театральную ситуацию и взболтать
любое театральное болото, можно пообещать,
что и "Современника" такого публика
прежде тоже не видела. Но этим амбиции Кирилла
Серебренникова не исчерпываются. Корреспонденту
"Коммерсантъ-Weekend" постановщик
"Сладкоголосой птицы" признался,
что мечтает вернуть на сцену засидевшуюся
в последние годы за режиссерским столиком
Галину Волчек, причем учудить с ней такое,
чтобы и зрители, и сама актриса только ахнули
от неожиданности.
Роман ДОЛЖАНСКИЙ
"Коммерсант-Weekend", 6 декабря
2002
|