МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
А.С. Грибоедов
ГОРЕ ОТ УМА

Версия для печати

Время года — зима

Холод со стороны близких или тепло домашнего очага? Режиссер Римас Туминас выпускает в театре «Современник» «Горе от ума»

Точных указаний на то, в какое время года происходит действие «Горе от ума», в тексте Грибоедова нет. Римас Туминас, создатель вильнюсского Малого театра, а с этой осени еще и главный режиссер столичного Театра им. Вахтангова, решил окунуть хрестоматийный сюжет в суровую московскую зиму. Выбор кажется вполне убедительным. Ведь иные персонажи пьесы так озабочены тем, что скажет «княгиня Марья Алексевна», и с таким внутренним жаром твердят о шляпках, булавках, а также книжных и бисквитных лавках, точно светский сезон — время визитов, балов и свежих сплетен — в самом разгаре. А пик сезона — это именно зима. И, может быть, не только из-за свидания с Молчалиным так трудно просыпаться Софье, но и потому, что за окнами смутно брезжит розовое студеное утро? Да и одна гостья в доме Фамусовых неслучайно советует мужу отойти подальше от дверей, упирая на пронизывающий сквозной ветер. В общем, все сходится. Это время года диктует особый взгляд на мир — печальный и трезвый, поневоле отсекающий все наносное и лишнее.
В спектакле «Современника» зиму устроят на славу: посреди сцены возведут большую белую печку, чем-то напоминающую кремлевскую башню (художник — Адомас Яцовскис, постоянно работающий с Туминасом), к которой будут прижиматься персонажи — в том числе и Софья Марины Александровой в своем белом романтичном платье — на вид просто Ассоль, а на самом деле — особа жесткая и цепкая. И Фамусов Сергея Гармаша в шубе до пят в какой-то момент начнет здесь азартно рубить дрова: то ли гневаясь на дочку, а возможно, на юношу, которого считал своим воспитанником и который теперь смеет говорить ему в лицо столь возмутительные дерзости.
Римас Туминас — мастер, чей авторский почерк не спутаешь ни с каким другим, для любого театра счастье работать с таким режиссером. В творческой судьбе «Современника» это уже было однажды — в 2000 году Туминас поставил здесь спектакль «Играем… Шиллера!», историю о смертельном поединке Марии Стюарт (Елена Яковлева) и королевы Елизаветы (Марина Неелова), и эти враждующие женщины в какой-то момент парадоксальным образом казались почти сестрами.
Что же до нынешней премьеры, то особенно повезло молодым исполнителям главных ролей в «Горе от ума» — Ивану Стебунову и Марине Александровой. Стебунов в «Современнике» с прошлого года и выходил лишь в роли Октавия Цезаря в «Антонии и Клеопатре» Кирилла Серебренникова, так что пока скорее помнится по сериалам («Курсанты») или рассчитанным на массовую аудиторию фильмам («Последний уик-энд»). Телевизионно-сериальный шлейф, тянущийся за Мариной Александровой («Звезда эпохи», «Азазель»), тоже еще не перебит убедительными работами на сцене. Так что для обоих это настоящий шанс заставить всерьез говорить о себе как о театральных актерах.

Александра МАШУКОВА

Ведомости, 7 декабря 2007

ГОРЕ ОТ УМА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".