МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Михаил Кононов
ГОЛАЯ ПИОНЕРКА

Версия для печати

Всем театрам пример

       Культурная революция
3 марта самую скандальную премьеру сезона покажет один из самых консервативных театров Москвы - в "Современнике" Кирилл Серебренников ставит "Голую пионерку" Михаила Кононова с Чулпан Хаматовой в главной роли.
В "Современнике" готовится премьера, которая наверняка станет одним из главных театральных скандалов сезона. Речь идет об инсценировке романа Михаила Кононова "Голая пионерка", который несколько лет назад наделал немало шума в литературных кругах. Историю 14-летней полковой шлюхи по прозвищу Муха, которая давала всем без разбора не из корыстных, а исключительно из идеологических соображений, одни критики сравнивали с "Лолитой" Владимира Набокова, другие - с военными повестями Астафьева, а третьи называли издевательством над подвигом юных фронтовичек.
Действительно, эта "батально-эротическая феерия, о восьми главах огнедышащих, с бодрой войной и гордой блокадой, с чистой любовью и грязным сексом, с громом психопропедевтических выстрелов генерала Зукова в упор и навскидку, а также зафиксированным явлением Пресвятой Богородицы и стратегическими ночными полетами абсолютно голой пионерки" (так представляет читателям свой роман сам автор) способна заморочить голову любому. С одной стороны, натуральная порнография с подробными описаниями бесчисленных совокуплений, а с другой - чуть ли не житие великомученицы. Ведь это только сначала гипертрофированная готовность девочки во всем служить родине кажется злым издевательством автора над пионерским девизом "Будь готов - всегда готов!". А потом выясняется, что ее жизнь действительно была чем-то вроде подвига - не легче, чем у тех, кто погибал в бою.
В общем, неудивительно, что за инсценировку этой вещи взялся Кирилл Серебренников - режиссер не робкого десятка, к тому же склонный к эпатажу. В последнее время он вроде бы остепенился, ставит все больше классику - Горького да Островского. Но зрители еще не забыли его громких спектаклей по жестким современным пьесам Василия Сигарева, Марка Равенхилла и братьев Пресняковых, которые принесли режиссеру первую славу. Удивительно другое - пустить к себе в театр "Голую пионерку", перед которой другие худруки в ужасе захлопывали двери, решилась Галина Волчек, славившаяся раньше весьма консервативными взглядами на искусство.
Правда, путь к этому решению был долгим. Галина Волчек держала у себя на Чистых прудах упорную оборону от "так называемого современного театра", но потом не выдержала и пригласила-таки уже модных и востребованных режиссеров Нину Чусову и Кирилла Серебренникова. После успеха их спектаклей "Мамапапасынсобака" и "Сладкоголосая птица юности", главные роли в которых сыграли звезды "Современника" разных поколений Чулпан Хаматова и Марина Неелова, руководство театра решило, что не так страшен черт, как его малюют, и даже открыло в этом сезоне так называемую Другую сцену - камерный, но оснащенный по последнему слову техники зал, предназначенный для всевозможных театральных экспериментов.
Первым опытом на этой сцене стал спектакль Валерия Фокина "Шинель", в котором Акакия Акакиевича Башмачкина сыграла опять же Марина Неелова. Но одно дело "Шинель", хотя и весьма необычный, но все-таки спектакль, поставленный по достойному классическому произведению, и совсем другое - нахальная, провокационная современная проза. Решиться на такую рискованную игру можно, только имея в кармане крупный козырь. По мнению госпожи Волчек, у "Современника" такой козырь есть. И его зовут Чулпан Хаматова.


 

Марина ШИМАНДИНА
«Итоги», 1 марта 2005 года

ГОЛАЯ ПИОНЕРКА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".