МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Ясмина Реза
БОГ РЕЗНИ

Версия для печати

Изгнание бесов

20 мая на Чистопрудном бульваре расцвели черешневые деревья: фестиваль искусств «Черешневый лес» приглашал на премьеру театра «Современник» «Бог резни» (пьеса Ясмины Реза в постановке Сергея Пускепалиса). В этот день Москву облетела трагическая весть – ушел из жизни Олег Янковский. Перед началом спектакля к публике вышли Галина Волчек и Михаил Куснирович для того, чтобы почтить память любимого актера и близкого друга, который долгие годы был председателем попечительского совета фестиваля, непременным его участником и творческим лидером. Зал встал. И после минуты звенящей тишины раздались аплодисменты – в знак благодарности великому артисту. Играть комедию в этот вечер было страшно.

Четыре персонажа – две супружеские пары (Ольга Дроздова, Сергей Юшкевич, Алена Бабенко, Владислав Ветров) – в течение двух часов подвергались яростному сеансу психоанализа, буквально выворачивая, выдирая из себя весь накопленный за годы груз взаимных претензий и собственных комплексов. Черную комедию популярного в мире драматурга Ясмины Реза режиссер Сергей Пускепалис поставил, как жесткий беспощадный трагифарс, заставив актеров стремительно менять маски и безжалостно разрубать рамки привычных амплуа. Завязка сюжета не предвещала ничего драматичного: один мальчик обозвал другого стукачом, тот схватил палку и вмазал обидчику по лицу, выбив два зуба. История как история. И не такое случается в мире подростков. Родители встретились в квартире пострадавшего, чтобы выяснить отношения и найти разумный компромисс. Милые интеллигентные люди на глазах у зрителей постепенно превращаются в монстров, вымещающих друг на друге свои жизненные обиды и неудачи. Скелеты сыплются из всех шкафов, как хармсовские старухи из окон: еще чуть-чуть и хрупкий стеклянный мир благополучной семейной жизни разлетится вдребезги, как взорванные террористами дома на экране огромного плазменного телевизора. Но спасительный телефонный звонок маленькой девочки возвращает участникам свары человеческий облик и позволяет начать все сначала.

Похожую историю рассказывали когда-то на сцене «Современника» в драме Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?», где с каждым выпитым стаканом виски из семейных родословных вываливались на свет тщательно запрятанные тайны, одна убийственнее другой. Аналогия не случайна – Ясмина Реза в своих минималистских драмах продолжает традиции Олби и Бергмана. Играть такую драматургию тяжело, она требует невероятных эмоциональных затрат, физической выносливости и холодного расчета – открытый темперамент таит в себе опасность однообразия выразительных средств.

Пускепалис умело и умно выстроил линию поведения каждого персонажа. И актеры его не подвели. Белокурая кудрявая щебетунья – «тотошка» Аннет (Алена Бабенко), ее красавец-муж Ален (Владислав Ветров), менеджер фармацевтической компании с неизменным мобильником, в который он то и дело выкрикивает нечто неприличное для благопристойного уха, ухоженная изящная интеллектуалка Вероника (Ольга Дроздова), любительница современного искусства и автор патетических книжек о тяжелой доле африканских туземцев, ее недалекий супруг Мишель в стоптанных тапках (Сергей Юшкевич), торговец «каструлями» и сливными бачками, – прелесть, что за люди! Но взрыв неминуем – в какой-то момент это становится очевидным. И первой не выдерживает «тотошка» Аннет, с нечеловеческим рыком извергающая из себя тонну годами сдерживаемой желчи. На все вокруг: на ненавистного мужа, на картины, любовно разложенные хозяйкой дома по всей комнате, на чудовищные желтые тюльпаны в огромных вазах, на дурацкие лицемерные книжки про несчастных негритят… Такое проделывал когда-то с «иствикскими ведьмами» герой одноименного произведения, заставляя их блевать фонтанами вишневых косточек. Подобное освобождение по-своему испытает каждый участник драмы, каждый на короткий миг превратится в бунтаря, производя эффект ничуть не меньший, чем грохот монорельсовой дороги за окном. Балансируя между смехом и кошмаром, актеры являют нам зеркало современной общественной морали, в которой нет места человеческому пониманию, прощению и чуткости, в которой главной добродетелью считается лицемерие, а главным грехом – выброшенный на дорогу хомяк.

Ксения ЛАРИНА
«Театрал» № 6, июнь 2009 года

 

БОГ РЕЗНИ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".