Версия для печати
Случай с «Шинелью»
Режиссер Валерий Фокин вновь поставил спектакль в театре
«Современник», вновь с Мариной Нееловой в главной роли, вновь по произведению
Николая Гоголя. На сей раз это «Шинель».
Новый спектакль Валерия Фокина можно назвать элитарным. И вовсе
не потому, что в новом зале театра «Современник», названном «Другая сцена»,
режиссер оставил только 100 мест для зрителей. Зал способен вместить раза в
четыре больше, просто Фокину важно ощущение пустоты. Его «Шинель» рассчитана на
тех, кто читал, а лучше — перечитывал повесть Гоголя. Много ли нынче таких?
А другие не поймут, что за неказистый человечек в неказистом сюртучишке вышел
из огромной — в два его роста — шинели и, по-клоунски выворотив носки, мелкими
шажками бегает по сцене круг за кругом. Никто им не собирается объяснять, что
это, мол, переписчик Башмачкин спешит на службу в департамент. Ясно только, что
человечку в шинели было хорошо, дорога дается ему с трудом, зато на Службе он
счастлив. Он благоговейно выписывает пером буквы на прозрачной доске. И Буквы
вдруг начинают звучать, голоса их сливаются в стройном хоре, а Башмачкин
чувствует себя автором этой прекрасной музыки. Звуковую партитуру, вбирающую и
пение ансамбля «Сирин», и скрипучий голосок Башмачкина, и скрипы, и шорохи, и
вздохи, создал (как часто в спектаклях Фокина) композитор Александр Бакши.
Другие не поймут, что дело происходит в Петербурге. Сценограф Александр
Боровский не оставил на сцене ни одной приметы этого города. Лишь закрывающая
весь обзор серо-прозрачная стена, на которой прыгают, пляшут, проносятся
неверные тени букв, швейной машинки, стола с закусками, домов, метели…(автор
теней — руководитель театра «Тень» Илья Эппельбаум). Да неожиданные порывы
ветра, распахивающие, а потом с грохотом захлопывающие окна. Ясно только, что в
этом гулком промозглом полумраке очень холодно.
Режиссер не рассказывает историю жизни маленького человека с его маленькими
неприятностями. Для Фокина Башмачкин — бесконечно одинокая душа в бесконечно
равнодушном мире. Он нагнетает леденящую атмосферу этого мира. И зрители
начинают даже не понимать, а чувствовать, что значит для одинокого беззащитного
существа тепло его шинели.
Это-то существо и играет Марина Неелова. Простая и жалкая бытовая ситуация —
старая шинель прохудилась, приходится экономить на всем, чтобы накопить на
новую, а ее сразу же и воруют — в исполнении Нееловой превращается в драму
осуществившейся мечты, оказавшейся миражем, в трагедию обретенного и
потерянного Рая. Марина Неелова и Валерий Фокин не просто читают и перечитывают
повесть «Шинель». Они понимают Гоголя.
Елена ГРУЕВА
«Ваш досуг», 30 октября – 7 ноября
|