МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
СЕЛЕСТИНА

Лия Ахеджакова в спектакле "Селестина"

"Селестина" - второй спектакль драматурга Николая Коляды в "Современнике". И вторая постановка Коляды-режиссера, взявшегося за чужую пьесу (первым был замечательный екатеринбургский спектакль "Ромео и Джульетта", показанный на последней "Золотой маске"). Впрочем, обратясь к пьесе испанского драматурга XV века Фернандо де Рохаса, Коляда-режиссер воспользовался услугами Коляды-драматурга и переписал пьесу до основания. Историю старой сводни Селестины Коляда украшает своими традиционными режиссерскими приемами. Псевдорусские наигрыши француза Жан-Марка Зельвера и хореография немецкой постановщицы Верены Вайс ритмически организуют спектакль. В свою очередь, сценография Владимира Кравцева иллюстрирует главную метафору спектакля. Большой деревянный диск в центре сцены кренится то в одну, то в другую сторону, поднимается и опускается, и время от времени в нем открываются люки, выпускающие на сцену персонажей. А вязаные цветастые тряпки, юбки и сарафаны на актерах скрывают средневековые костюмы. Поверхность действительности одна: как будто говорит Коляда, но сама действительность иная. И на поверхности - игра.

Главный игрок спектакля, Селестина, когда-то не смогла родить ребенка и теперь предпринимает массу усилий к тому, чтобы человечество все-таки плодилось и размножалось. По этой причине эту старую сводню, которую превосходно играет Лия Ахеджакова, любят молодые влюбленные и презирают те, кто любви лишен. Ни Коляда, ни актриса не углубляются в детальное исследование психологии Селестины, но в финале оказывается, что со смертью придурковатой сводни умирает и сама возможность для любви: гибнет молодой Калисто, его возлюбленная Мелибея совершает самоубийство. До самого финала Лия Ахеджакова словно не живет, а подыгрывает жизни, улаживая вопросы ее продолжения. С ее смертью заканчивается игра, и наступает время трагедии, которую преодолеть возможно только в другом мире - там, где соединятся Калисто и Мелибея, где они присоединятся к Селестине. Благодаря в первую очередь игре Ахеджаковой в "Селестине" прозвучала та же, замечательно разыгранная еще в "Ромео и Джульетте" тема Коляды: есть мир земной и мир подлинный. Первый мир - мимолетный маскарад, но неизменна, вечна - только смерть.

Биргит Боймерс
Afisha.ru, 4 июня 2002 года

СЕЛЕСТИНА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".