Версия для печати
Великолепная игра поражает в возрожденном «Джентльмене»
Идея Евгения Каменьковича поставить «Джентльмена» в театре «Современник» казалась чьей-то фантастической шуткой.
Эта пьеса – совершено забытая комедия об излишках, опасностях и жестокости богатства, написанная когда-то знаменитым, а теперь скорее неизвестным актером и драматургом Александром Сумбатов-Южиным. Созданная в 1897 году, комедия с тех пор редко ставилась.
И кто бы мог подумать, что труппа «Современника», которая известна тем, что воплощает в жизнь современные произведения, сможет так хорошо вписаться в эту старую пьесу?
Но вот он, один из тех моментов, когда раскрывается все великолепие. Постановка «Джентльмена» Каменьковича является одним из лучших произведений, которое я видел в этом году.
Каждый из актеров, которых в спектакле четырнадцать, играет превосходно. Это игра такого высокого уровня, увидеть который мы мечтаем всякий раз, но видим редко. Это касается и мальчика на побегушках, и таинственного оперного певца, и исполнителей главных ролей – каждый насколько безупречно точен и наполнен в своей актерской работе, что подобного я не видел нигде на протяжении всего сезона.
Когда я смотрел, как эти актеры творят чудеса, у меня было такое чувство, что я вижу людей, купающихся в том, что они делают, знающих все возможное о своих персонажах, абсолютно доверяющих друг другу.
Словом, этот спектакль – ошеломляющее проявление совместного творчества в сочетании с выдающейся актерской игрой каждого.
Каменькович взял большую и растянутую пьесу и сделал ее еще больше. Совместно с дизайнером Павлом Каплевичем он поставил ее в пещероподобном, но элегантном пространстве, который кажется залом дворца в стиле модерн. Немыслимо большие алебастровые статуи слонов и блестящие черные канделябры на фоне многочисленных переплетений сверкающих белых арок, создают впечатление роскоши и избытка, но все со вкусом.
Костюмы великолепны по замыслу и изумительно выполнены.
Все персонажи сначала появляются в экстраординарных костюмах, напоминающих придворную одежду 16-го века. Это остроумный и блистательный способ рассказать о желаниях и возможностях этих людей потакать своим прихотям. По ходу спектакля Каплевич в свои изысканные костюмы добавляет стили 19-го и 20-го веков.
Пьеса Сумбатов-Южина говорит о перерождении высшего общества.
Мы привыкли восхищаться способностью Александра Островского проникать в суть русского героя в своих пьесах 19-го века. Но после «Джентльмена» мне стало интересно ответить на вопрос: как это Островскому удалось полностью вытеснить Сумбатов-Южина с подмостков?
В этой комедии он рассказывает историю о группе богатых, влиятельных и властолюбивых людей, которые встречаются на свадьбе Лариона Рыдлова (Артур Смольянинов) и Екатерины Гореевой (Марина Александрова), и которые становятся свидетелями и соучастниками того, как брак полностью разрушится прежде, чем возродиться на совершенно новых началах.
Персонажи разнообразны и богато выписаны. Умный, надменный Ларион и красивая, мудрая, но разоренная Екатерина – это только начало.
Сладострастная Эмма (Ольга Дроздова), которая любит повеселиться, редко позволяет себе докучать себе такими вещами, как угрызения совести. Егор (Шамиль Хаматов) – сообразительный, изворотливый молодой человек, который планирует создать газету, чтобы как можно быстрее разбогатеть и получить власть. Граф Остерхаузен (Александр Берда) – надменный, глупый человек, который решает свои финансовые передряги, женившись на богатой, расчетливой сестре Рыдлова Любе (Дарья Белоусова), а затем ведет жизнь едва ли лучше, чем у слуги. Остужев (Иван Стебунов), почти-но-не-совсем любовник Екатерины, - романтичный, но и хитрый.
Властная мать Рыдлова Ольга (Елена Козелькова) в основном остается на заднем плане, но обладает большей властью, чем кто-либо. В конце она может стать спасителем Екатерины или может стать тем человеком, который остановит развенчание молодой женщины. Что есть правда, решать вам.
«Джентльмен» поднимает целый ряд тем, которые в прочтении Каменьковича не могут быть не современными. Здесь и коррумпированная и льстивая пресса, и богатство, которое делает бездарных людей еще более заурядными, и общество, которое прогибается под тяжестью лжи, лицемерия и невежества, и женщины, которые вынуждены играть роль швеи в гостиной и проститутки в постели, чтобы угодить своим грубым мужьям.
«Я джентльмен на публике, - кричит Рыдлов, хватая свою напуганную жену, - разве не могу я быть дома настоящим?»
Постановка Каменьковича «Джентльмен» является приятной неожиданностью и триумфом театра.
Джон ФРИДМАН
«The Moscow Times», 8 июля 2010 года
|