МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Александр Галин
ДЗИНРИКИСЯ

Версия для печати

Дзинрикися по-московски

Александр Галин поставил в "Современнике" свою новую пьесу

Драматург Александр Галин, кажется, давно потерял веру в способность кого-то еще понять и перенести на сцену его пьесы и, пользуясь доверием знакомых главных режиссеров, ставит свои пьесы сам. В «Современнике» его знают давно, верят и любят, так что «Дзинрикися» стала седьмой пьесой Галина, поставленной в этом театре, и третьей, которую в «Современнике» ставит он сам.

Дзинрикися, утверждают знатоки, в переводе с японского – велорикша, кибитка на колесах, которую приводит в движение водитель-велосипедист. В «Современнике» имеется хороший опыт изготовления особых транспортных средств: в финале «Трех товарищей», например, благодаря добрым отношениям с г-ном Каданниковым над сценой поднимается специально для этого спектакля в единственном экземпляре изготовленный автомобиль. В пьесе «Дзинрикися» герои рассекают по сцене на велорикше. Кажется, с удовольствием.

Название нового спектакля уже украшает обочины московских бульваров и почти все без исключения киоски театральных касс. Никогда прежде «Современник» не тратил столько сил на рекламу, и оттого от нового спектакля ждут чего-то особенного. Тем более на сборе труппы худрук Галина Волчек обещала, что новый сезон пройдет под знаком войны с гламуром, новый спектакль в театре назвали антикризисным шоу, а одна из его героинь – дочь то ли еще действующего, то ли уже вчерашнего олигарха или полуолигарха.

Название – хотя и непонятное – уже на слуху и на виду, а история как-никак новая, поэтому надо пусть и в двух словах рассказать о ней.

Александр Галин – из тех, кто безо всякого презрения относится к самой обычной жизни, но и в ней находит какой-нибудь заковыристый поворот, сюжет необыкновенный. В данном случае потерявшего работу пиар-менеджера заставляет зарабатывать деньги катанием пассажиров на уже трижды помянутой велорикше. Вадим (Андрей Аверьянов), в чем, конечно, сквозит неизжитый профессиональный опыт, болтает без умолку, объясняя причины неожиданно разразившегося кризиса и отпуская шуточки, касающиеся специфики этого кризиса в России. «Мы вообразили, что европейский путь развития, это – сплошное шардоне», – витийствует он, находя живую поддержку в зрительном зале. А уж когда запевает: «Вставай, дефолтом заклейменный!» – публика дружно смеется и аплодирует.

Вадим считает себя неотразимым, но, как обычно, в любви везет его товарищу (Александр Хованский), который – по законам драматургии и развития мирового кризиса – как раз созрел, чтобы разделить и поддержать велосипедный бизнес. Хотя – повезло или нет – еще вопрос: Саша, так зовут товарища, любит учительницу Аню (Елена Плаксина). Но пока та уехала вожатить в пионерлагерь, на Сашу обрушилась со своей страстью и готовностью мгновенно выйти за него замуж Лена (Виктория Романенко), дочь олигарха или полуолигарха. Выбор, и без того трудный, отягчен еще и тем, что обе девушки по воле безжалостного драматурга сталкиваются и знакомятся у памятника Пушкину... Такая история. Со счастливым концом.

Не знаю, думал ли кто о том в «Современнике» – нынешняя премьера выглядит частью дилогии, начало которой положил «Бог резни», пьеса француженки Ясмины Реза о нравах и проблемах сегодняшних европейских интеллектуалов. В «Дзинрикисе» Галин пытается показать, как это происходит в России, вернее – в Москве, у молодых. Даже те, кому не очень понравилась новая пьеса Галина, радуются игре молодых актеров. Кто-то больше хвалит Викторию Романенко, кто-то – Аверьянова. На мой вкус, самым интересным было бы, если бы Плаксина и Романенко играли свои роли в очередь. Что же касается Романенко, то, мне кажется, что Анна в ее исполнении необъяснимо сближается с героиней пьесы «Мурлин Мурло» Инной, сыгранной в свое время Ниной Дорошиной. Наверное, такое возможно, хотя жизнь показывает, что девочки ее круга часто выглядят и держатся не так прямолинейно и грубо.

На «Дзинрикисю» стоит сходить, чтобы посмотреть, как Аверьянов, словно цирковую репризу, разыгрывает номер с вытаскиванием из бульварной урны при помощи палочек для еды кредитных карточек, выброшенных в эмоциональном порыве обедневшей Леной.

Пожалуй, единственный серьезный недостаток этой премьеры заключается в том, что пьесу Галина доверили ставить самому Александру Галину. А драматург, известное дело, влюблен в каждое им написанное слово. Другой бы безжалостно порезал текст, сократил спектакль минут на 15–20. Вышло бы и короче, и смешнее. И, может, не было бы так заметно, что о нынешних молодых пишет человек, который лучше всего чувствует речь тех, кто уже вошел в пору зрелости.

Старомодность автора, понятная и простительная, в нескольких местах расстраивает: жаль, когда неточная деталь портит вид, в целом приятный. Да, у Галина вышло несколько старомодно. Но... ведь это лучше, чем когда другие сломя голову несутся за модой, копируя уже известные не им одним и к тому же не самые лучшие европейские образцы.

Григорий ЗАСЛАВСКИЙ
«Независимая газета», 19 октября 2009 года

ДЗИНРИКИСЯ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".