МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Теннесси Уильямс
СЛАДКОГОЛОСАЯ ПТИЦА ЮНОСТИ

Версия для печати

Нервно и красиво

В "Современнике" - премьера, пьеса Теннесси Уильямса "Сладкоголосая птица юности". Театралы со стажем помнят, как блестяще играла актрису по прозвищу Принцесса Космонополис (но отнюдь не себя) строгая и аристократичная Ангелина Степанова. То была "железная" леди без каких-либо признаков наркомании, алкоголизма и жажды физических наслаждений (что крайне важно для героини Уильямса), эгоистка, дама, умеющая холодно подчинять всех своей воле. В том числе и юного любовника, тщеславного провинциала, ухватившегося за "старуху" в поисках славы, богатства и столичной жизни.

Во МХАТе 1975-го года шла аскетичная, почти без красок и декораций постановка. Кстати, Принцессе Степановой было тогда вовсе не под 50, а все 70. а Чансу Уэйну Игоря Васильева - не за 20, а под 40.

В концепции молодого режиссера Кирилла Серебренникова "мир Уильямса" преобразился. Он красив и безупречно строг одновременно. В новом спектакле тонкий психологизм и жестко выстроенная интрига соприсутствуют. Звезду экрана, Принцессу, играет Марина Неелова. Играет нервно, тонко и будто рассказывает свою биографию, от чего роль получает дополнительный трагизм. Она - стареет, и время ее жестоко уходит, предлагая пустое небытие и одиночество. Вопрос для нее не в том, как попросту "забыться", а в том, как продолжать жить, играть, любить, но - по-другому, почувствовать возраст, преодолеть страх, вызванный самим словом "старость", найти в себе что-то юное и совсем иное. Неелова слишком глубока и слишком нервна для того, чтобы холодно владеть ситуацией и жестко "запрягать" судьбу. Она рвется и мечется по сцене, лишний раз, давая ощутить всю силу актерского дара, всю грандиозность женского обаяния и собственного парадоксального прочтения роли. Она буквально "выворачивается наизнанку" от внутренней муки и тоски. Все ее существо - в судороге. Ее молодой спутник (открытый режиссером широкой публике двадцатилетний красавец актер Юрий Колокольников) тоже нервная и артистическая натура. Он слаб и зол на мир. Но не циничен. И далеко не виртуозно расчетлив. Вместе - Колокольников и Неелова - составляют блестящую пару игроков, лицедействующих не на жизнь, а на смерть.

Их ставки (такое ощущение, что не только на сцене - так великолепна их игра) безумны и высоки. А потому ничем хорошим их история кончиться не может.

Умная трагикомедия, стильная и сверхэмоциональная, в очередной раз подтверждает, что Кирилл Серебренников может все: и интересно работать со сценографией, и замечательно интерпретировать драматургию, и потрясающе работать с актерами.

После спектакля моя подруга толкала меня в бок и требовала, чтобы я вместе с ней кричала "браво". Но, увы, я слишком инфантильна для подобной экзальтации. Зато на бумаге я могу позволить себе многое, в том числе сказать Серебренникову: "спасибо".

Лена СОБАКИНА

"Метро", 17 декабря 2002

СЛАДКОГОЛОСАЯ ПТИЦА ЮНОСТИ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".