Версия для печати
Нервно и красиво
В "Современнике" - премьера, пьеса
Теннесси Уильямса "Сладкоголосая птица
юности". Театралы со стажем помнят,
как блестяще играла актрису по прозвищу Принцесса
Космонополис (но отнюдь не себя) строгая
и аристократичная Ангелина Степанова. То
была "железная" леди без каких-либо
признаков наркомании, алкоголизма и жажды
физических наслаждений (что крайне важно
для героини Уильямса), эгоистка, дама, умеющая
холодно подчинять всех своей воле. В том
числе и юного любовника, тщеславного провинциала,
ухватившегося за "старуху" в поисках
славы, богатства и столичной жизни.
Во МХАТе 1975-го года шла аскетичная, почти
без красок и декораций постановка. Кстати,
Принцессе Степановой было тогда вовсе не
под 50, а все 70. а Чансу Уэйну Игоря Васильева
- не за 20, а под 40.
В концепции молодого режиссера Кирилла Серебренникова
"мир Уильямса" преобразился. Он
красив и безупречно строг одновременно. В
новом спектакле тонкий психологизм и жестко
выстроенная интрига соприсутствуют. Звезду
экрана, Принцессу, играет Марина Неелова.
Играет нервно, тонко и будто рассказывает
свою биографию, от чего роль получает дополнительный
трагизм. Она - стареет, и время ее жестоко
уходит, предлагая пустое небытие и одиночество.
Вопрос для нее не в том, как попросту "забыться",
а в том, как продолжать жить, играть, любить,
но - по-другому, почувствовать возраст, преодолеть
страх, вызванный самим словом "старость",
найти в себе что-то юное и совсем иное. Неелова
слишком глубока и слишком нервна для того,
чтобы холодно владеть ситуацией и жестко
"запрягать" судьбу. Она рвется
и мечется по сцене, лишний раз, давая ощутить
всю силу актерского дара, всю грандиозность
женского обаяния и собственного парадоксального
прочтения роли. Она буквально "выворачивается
наизнанку" от внутренней муки и тоски.
Все ее существо - в судороге. Ее молодой
спутник (открытый режиссером широкой публике
двадцатилетний красавец актер Юрий Колокольников)
тоже нервная и артистическая натура. Он слаб
и зол на мир. Но не циничен. И далеко не
виртуозно расчетлив. Вместе - Колокольников
и Неелова - составляют блестящую пару игроков,
лицедействующих не на жизнь, а на смерть.
Их ставки (такое ощущение, что не только
на сцене - так великолепна их игра) безумны
и высоки. А потому ничем хорошим их история
кончиться не может.
Умная трагикомедия, стильная и сверхэмоциональная,
в очередной раз подтверждает, что Кирилл
Серебренников может все: и интересно работать
со сценографией, и замечательно интерпретировать
драматургию, и потрясающе работать с актерами.
После спектакля моя подруга толкала меня
в бок и требовала, чтобы я вместе с ней кричала
"браво". Но, увы, я слишком инфантильна
для подобной экзальтации. Зато на бумаге
я могу позволить себе многое, в том числе
сказать Серебренникову: "спасибо".
Лена СОБАКИНА
"Метро", 17 декабря 2002
|