МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Теннесси Уильямс
СЛАДКОГОЛОСАЯ ПТИЦА ЮНОСТИ

Версия для печати

Можно ли изменить время?

Спектакль "Сладкоголосая птица юности", поставленный в конце уходящего года Кириллом Серебренниковым в "Современнике", - сюрреалистическая сказка с трагической концовкой. Здесь все балансирует на грани галлюцинации, сна и здравого смысла. Спектакль мерцающего сознания, словно одурманенного дымкой гаш-ш-шиш-ш-ша, при этом имеющий четкую, выверенную сценическую структуру. Он начинается словно с осколков бредового, беспокойного сна: звучат беспорядочные звуки виолончели, выходят три молодые девушки (Ульяна Лаптева, Марина Феоктистова, Мария Селянская), уверяя зрителя, что они старухи, натягивают седые парики... Появляется главный герой - Чанс Уэйн (Юрий Колокольников)... Голоса, звучащие точно издалека, как заезженная магнитофонная пленка, абсурдные реплики: "Ножек я хочу", "А на хрена тебе ноги?" "Ты их повываривай часов восемь - узнаешь!" - полный хаос мыслей, чувств. Три девушки - ведьмы-старухи начинают обратный отсчет: "Три, два, один..." - взрыв гашиша - яростный гомон птиц. Подобных сцен, происходящих почти в расползающейся на глазах реальности, в спектакле много, но при этом в них плавно вплетаются другие сцены, идущие вроде бы вполне в привычном реалистическом стиле: действие не размыто, четко сфокусировано, психологически замотивированно. Так и чередуются они: сказка оборачивается неуютной реальностью, реальность незаметно соскальзывает в сказочное видение, которое ближе к финалу все более и более приобретает угрожающие черты и заканчивается катастрофой - резкой остановкой времени.

В последних произведениях Теннеси Уильямса все отчетливей и пронзительней звучала тема времени. Его эфемерности, быстротечности, зыбкости, надтреснутости. Возможно ли поймать растворяющееся на глазах мгновение: "Извлечь вечное из безнадежно ускользающего, переходящего, доступное смертному"? Эта тема болезненно, остро волновала Уильямса, и с хладнокровностью хирурга из пьесы в пьесу он пытался понять механизмы его течения. Эта же тема из спектакля в спектакль все отчетливей волнует Кирилла Серебренникова. Режиссер, как и драматург, ненавидит часы, их равнодушный и равномерный обратный отсчет, всегда, при любых условиях, неизменно приводящий к нулю. И герои спектакля постоянно, четко, наотмашь чертят в воздухе эти бесконечные нули (окончания телефонов, цен). "Уйти во-вре-мя", - отчетливо произносит принцесса Космонополис-Неелова, словно нащупывая в воздухе растворяющиеся секунды. И если в "Терроризме" (недавней премьере Серебренникова во МХАТе имени Чехова. - "ЛГ") время исчерпывалось, обнулевывалось, но в темноте продолжал гореть спасительный огонек, уходящий куда-то вверх, точно приоткрывающий вечность и обещающий возможность спасения, то в "Сладкоголосой птице юности" все гораздо страшнее. Луна убывает и убывает, наконец, полное затмение, алое зарево, заупокойные мелодии, черные контуры фигур, резкий свистящий взмах лезвия и - конец. Чернота, пустота, за которой ничего нет. И даже искусство, гениальность актрисы Александры дель Лаго растворяются в этой абсолютной черноте.

Хрустальный, прозрачный голос Робертино Лоретти, поющий "Вернись в Сорренто", лейтмотив спектакля. Когда слушаешь пение этого чудо-ребенка, кажется, что природа вряд ли когда-нибудь сможет создать что-то совершеннее. В спектаклях Серебренникова всегда очень точно подобран музыкальный ряд, но в "Сладкоголосой птице юности" он почти идеален. Вместе с Лоретти входит одна из важных тем спектакля - безвозвратность секунды для творческого человека. В конце первого акта снова звучит: "Вернись в Сорренто - край твоей юности, город мечты, наполненный солнцем, морскими брызгами... Вернись, вернись...", снова поет Лоретти, но уже взрослый - хорошо поставленный драматический голос, мощная тесситура, безукоризненный профессионализм, но главное ушло - хрустальная чистота, первозданность звука. Тут же вспоминаются слова: "Легенда Александры дель Лаго неотделима от ее молодости". Легенда неотделима, и она ушла, ушла безвозвратно. Постепенно в голос Лоретти вплетаются тяжелые, безысходные, однообразные и вязкие аккорды "Torna, torna, torna Surriento" - засасывающая, словно болотная тина, похоронная песня: "Все кончено, кончено, кончено..."

На этой тонкой грани мерцающего сказочного жанра балансируют и актеры, исполнители главных ролей - Марина Неелова и Юрий Колокольников.

Юрий Колокольников - один из самых ярких дебютантов театрального сезона. Быть партнером Нееловой и не потеряться рядом с ней, ограничась подачей реплик, задача не из легких. И Колокольников профессионально, тонко справляется с ней, от начала и до конца актеры существуют в слаженном дуэте.

Неелова играет две роли - актрису Александру дель Лаго - Принцессу Космонополис и молодую возлюбленную героя Хевенли. Принцесса Космонополис - актриса, причем очень хорошая, и Хевенли - одна из придуманных ролей, масок. Когда Чанс Уэйн рассказывает Принцессе Космонополис о своей возлюбленной, она тотчас же включается в предложенную игру. "Поцелуй меня", - произносит она чуть вопросительно, своеобразная репетиция будущего представления. Вдруг неизвестно откуда тоненький, нежный голосок: "Я люблю тебя...", - пауза - и дальше с удивлением: "Неужели я это сказала?" Потом снова пробует, интонирует, ищет характер своей героини - и снова прозрачно, удивленно: "Я люблю тебя?" - и опять своим низким голосом: "Неужели я это сказала?" Снова воздушно: "А когда мы увидимся?" - на одну руку надевает прозрачную рубашку, заговорщицки смотрит в зал и предвосхищающе: "А когда мы увидимся..." Во втором акте появляется изящная девушка, волосы зачесаны назад, длинная рубашка, балетные туфельки, голос-колокольчик - Неелова-Хевенли. В зрительном зале вряд ли найдется человек, который в этот момент не вздохнет удивленно: "Неужели это она?" За несколько секунд неожиданно промелькнут лица почти всех нееловских молодых героинь от Аннунциаты в шварцевской "Тени" до Любы в "Фантазиях Фарятьева", та же магическая пластика, распахнутые глаза и какая-то притягивающая тайна женственности. Одно существенное отличие - в молодых героинях Нееловой всегда была безумная, казалось, никогда неиссякаемая жизненная энергия, готовность любить, и всегда до последней секунды молодые нееловские героини отстаивали это свое заветное право на любовь. Хевенли же изначально отказалась от него: "Выпотрошена, словно вобла", слабая, беззащитная, воздушная, прозрачная, точно стеклянная статуэтка. Не девушка, а виденье, фантазия. Она возникает точно из воздуха и в воздухе растворяется.

А была ли Хевенли? Вдруг в нежном голосе прорываются железные, ироничные нотки, из-под свадебной фаты Хевенли неожиданно показывается грустная, страшная улыбка принцессы Космонополис. Марина Неелова очень точно играет эти сказочные превращения, поражая своим актерским бесстрашием.

Анна ШАЛАШОВА

"Литературная газета", 25-31 декабря 2002

СЛАДКОГОЛОСАЯ ПТИЦА ЮНОСТИ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".