Версия для печати
Зернышки Большого яблока
Как и годы назад, коллектив "Современника" оправдывает свое название, показывая на сцене истории, важные для сегодняшнего зрителя. В преддверии юбилея в театре вышла целая череда премьер. Первым по времени стал поставленный на Другой сцене спектакль Нины Чусовой "Америка. Часть вторая…" по пьесе сербской драматургессы Биляны Срблянович (автора "Семейных историй", сделанных Чусовой несколько лет назад под названием "Мамапапасынсобака" и до сих пор считающихся одним из главных репертуарных хитов).
Персонажи этого острого, злого и при этом сентиментального спектакля обитают в Нью-Йорке, но случившееся с ними возможно в любом городе и любой стране. С миллионами людей - пленников "системы". Как часто это бывает: сегодня ты - хозяин жизни, у тебя есть апартаменты в престижном районе и куча приглашений на вечеринки. А завтра таинственный Биг Босс перестает в тебе нуждаться, ты выброшен на обочину и доведен до нервного срыва. До тебя нет дела никому: ни бывшим знакомцам, ни официанту в баре, жаждущему получить свои чаевые любым путем. Самое удивительное то, что в подобных ситуациях высокомерная машина для зарабатывания и потребления превращается в человека и заново учится испытывать простые чувства. Именно это происходит с главным героем "Америки" Карлом (Владислав Ветров): скучающий надменный господин любуется со своего балкона на знаменитые башни-близнецы, жалуется на перманентную головную боль и отмахивается от активности верного друга Даниэля (Сергей Юшкевич), завзятого тусовщика и наркомана, чья тяга к удовольствиям носит уже патологический характер. Апокалипсис начинается с пустяка: заблокированной кредитной карточки. И в одночасье разрастается до пугающих размеров. Почти водевильная круговерть, куда, помимо верного друга, окажутся втянуты его, друга, бойкая супруга Мафи (Ульяна Лаптева), его же русская любовница сексапильная нахалка Ирина (Елена Плаксина); случайная знакомая, трогательная продавщица из дорогого магазина (Клавдия Коршунова), карикатурный швейцар (Владислав Федченко)… Вся эта пестрая компания наседает, шумит, требует, мельтеша до рези в глазах, чем все сильнее расшатывает и без того подорванную нервную систему Карла. А тот из последних сил пытается обрести почву под ногами и сохранить человеческое лицо. Вполне возможно, что у него это получится: финал истории останется открытым.
Нина Чусова создала свое фирменное зрелище: динамичное и яркое по форме, внятное по сути. Наряду с актерами на сцене действует множество экранов, создающих ультрамодное мультимедийное пространство и добавляющих дополнительные краски происходящему. Хотя ничего сверхэкспериментального в спектакле нет: сюжеты о поисках себя в этом мире актуальны вне зависимости от способа подачи.
Алиса НИКОЛЬСКАЯ
"Театральная Касса" №6, 2006 год
|