МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Александр Володин
ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ

Версия для печати

Краткие отзывы прессы о спектакле:

"Пять вечеров в "Современнике" смотреть нервно опасно - сразу хочется восстановить Советский Союз (шутка) и сделать всех людей счастливыми: утешить несчастных, приютить бездомных. А по ходу дела смахнуть скупую мужскую слезу, поскольку в финале героиня Елены Яковлевой произносит "Только б не было войны" личностно, интимно - разумеется, без гражданского пафоса. "Только б не было войны…" - в наших душах, в мозгах, в домах, в наших судьбах <…>
Пьеса Володина поставлена в "Современнике" скромно, просто, строго - как классика русской драматургии XX века. Театр не прибегает ни к каким сильнодействующим сценическим фокусам и доверяет только истории Володина. <…> Володинская пьеса в интерпретации "Современника" - с дыханием легким. Задушевным. <…> Собственно, спектакль "Современника" больше о надежде, чем безнадежности.

Олег ВЕРГЕЛИС
«Зеркало недели», 18 - 24 ноября 2006 года

"Пять вечеров" - пьеса о счастье. О возможности его обрести. С хорошим концом, не вызывающим упреков к автору в мелодраматической фальши. "Стыдно быть несчастливым" - одна из самых замечательных фраз Александра Володина. Она сказана, хотя и не без иронии, но с твердой верой, что это - стыдно. Если и он, и его современники остались живы после самой страшной в истории человечества войны, то они имеют право быть счастливыми.
В нынешнем спектакле Современника происходит редкий эффект: актеры играют в несовременной манере, но при этом абсолютно верят и в возможности театра, которого больше нет, и в человеческую значимость людей, которые были выведены на сцену почти 50 лет назад. Нет, эти "Пять вечеров" - вовсе не "музей", а живой диалог с "родителями".

Наталия КАМИНСКАЯ
«Культура», 20 апреля 2006 года

Пьеса Володина - удачный выбор. Она такая, казалось бы, простая, бесхитростная, но в то же время емкая. На самом деле хорошо разыграть простую и бесхитростную историю о любви, о судьбе рискует не каждый театр. Здесь сложнее удивить зрителя, который искушен наворотами современной драматургии, эффектными мизансценами модных режиссеров, дизайнерскими костюмами, которые сегодня стали чуть ли не самоцелью многих постановок. А здесь все просто: он и она, встреча двух людей после 17 лет разлуки, их осознание своей любви и принадлежности друг другу, разговор о личностной состоятельности, о счастье, о правильном выборе и о необходимости исправить ошибку.
История разыграна так мощно и чисто, что в финале, когда все-таки разворачивается этот ожидаемый и горький хеппи-энд, зрительницы хлюпают носом и достают из сумочек батистовые платочки - почти забытый аксессуар завзятых театралов.

Марина КВАСНИЦКАЯ
«Россiя», 18 мая 2006 года

Подробности ленинградского быта конца 50-х воссозданы здесь с особой любовью - массивные круглые столы, безразмерные скатерти, выцветшие абажуры с бахромой, уютные шерстяные носки, вязаные шапочки с помпонами и игривые беретики, не выключающееся радио у дверного косяка, железные кровати, скрипучие раскладушки, авоськи с продуктами, потертые футляры для чертежей, сигареты без фильтра, патефон, ярко-красная помада на губах женщин и, конечно же, каток - с шумно кружащимися парами, с визгом вперемешку с бодрой музыкой из репродуктора и заснеженной лавочкой. Звуки большого советского города - это вечный жизнеутверждающий праздник, с которым несовместимы одиночество и тоска отдельно взятого человека. Потому так хочется прижаться друг к другу и никогда не отпускать. "Возьми меня с собой…"
<..> Пронзительный и тонкий спектакль "Современника" возвращает нам, казалось бы, безнадежно утраченное чувство сострадания, сопереживания - то, ради чего и создавался когда-то сам театр. Сегодня, на фоне бравурных маршей и патриотических речей, в эпоху возрождающегося агрессивного коллективизма, разговор о человеческом одиночестве воспринимается как вызов торжествующей безвкусице.

Ксения ЛАРИНА
«Театральные Новые Известия», 4 мая 2006 года

Александр Огарёв не стал использовать режиссёрские новации, ибо ему интересен "старый" реалистический "Современник" с подробным проживанием артистами каждого эпизода, каждой мизансцены. Отдав пальму первенства двум его звёздам - Елене Яковлевой и Сергею Гармашу, - он высветил их крупным планом, предоставив зрителям возможность любоваться тонкими психологическими нюансами, где паузы говорят больше, чем слова <…>
Несмотря на внешнюю ровность спектакля, чувствуется, как внутри него звенят невидимые струны, готовые умолкнуть с отъездом бесшабашного Ильина, и тогда в мире станет двумя несчастьями больше и уже никто не постучится в дверь к гордой Тамаре.
Конечно, Александр Володин был великим сказочником, сочетающим в своём творчестве мудрость бывалого человека и наивность романтика. Хорошо разбираясь в психологии людей, он знал: ничто так не лечит израненную душу человека, как надежда. И потому сочинял пьесы со счастливым финалом, испытывая большую нежность к маленькому человеку с огромным внутренним космосом. Именно этот космос, до которого не дотянуться никакой американской мечте, и был представлен в нежном и сентиментальном спектакле "Пять вечеров" любимого всеми нами театра.

Любовь ЛЕБЕДИНА
«Литературная газета», 17-23 мая 2006 года

Многие зрители видят в "Пяти вечерах" трагедию целого послевоенного поколения - сначала репрессии, потом война. А в итоге загубленная жизнь… Именно это обрушивалось когда-то на зрителя со сцены, делая пьесу о любви острой и актуальной. Режиссер Александр Огарев увидел эту историю совсем иначе: не как трагедию всей страны, трагедию народных масс, а каждого человека в отдельности. Здесь отсутствует исторический подход, за которым теряются судьбы, превращаясь в статистические данные. Герои Сергея Гармаша и Елены Яковлевой - обычные живые люди, остро чувствующие, еще надеющиеся, но уже в чем-то потерянные. На первый план выходит их любовь и легкая горечь, с которой они вспоминают о прошедшей юности; не они виноваты, что не сложилось, не сбылось, но важно жить здесь и сейчас - вот основная мысль юбилейного спектакля "Современника". Люди лелеют робкие и несмелые надежды что-то изменить в скучной, заурядной жизни, сменить усталость и апатию на прежнюю силу любви. Ведь никогда не бывает поздно начать сначала. И в наше время - тоже.
<…> Александр Огарев сумел показать значимость и цельность текста Володина, найдя в нем и трогательность, и юмор, и легкость, и несомненную нежность. Каждый герой открыт и бесхитростен, и доказывает, что мы в первую очередь беззащитны без любви. Скажете - это банально, а я отвечу - вечно. Стоит ли мнимая полнота жизни того, чтобы об этом забывать?

Катя СОРОКИНА
«Город женщин», апрель 2006 года

ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".