Версия для печати
ДЖЕНТЛЬМЕН-ШОУ
Премьера «Современника» «Джентльменъ» - старинная комедия о купцах с духовными запросами – выглядит на удивление актуально.
Режиссер Евгений Каменькович, правая рука Петра Фоменко в его «Мастерской», время от времени позволяет себе поработать «на стороне». Получив приглашение от Галины Волчек, он выбрал пьесу «Джентльмен» Александра Сумбатова-Южина – кассового драматурга конца XIX – начала XX века. Герой пьесы – молодой Илларион Рыдлов, купец-миллионщик. Он строит из себя высокодуховного джентльмена и намеревается издавать собственную газету. Все остальное у Рыдлова есть – слуги, роскошный дом (художник Павел Каплевич позволил себе пофантазировать, как мог бы выглядеть купеческий гламур). Для полноты счастья Рыдлов женится на Кэт – красивой бесприданнице, дочери учителя. Но молодая жена, разглядев под маской джентльмена скупердяя и жлоба, вспоминает об увлечении юности – писателе Остужеве.
Роли в этом любовном треугольнике распределены так. Рыдлова играет Артур Смольянинов, мастер острых шаржей и один из молодых лидеров «Современника». Кэт – кинодива Марина Александрова. Остужев – Иван Стебунов, которого киноманы помнят как героя «Последнего уик-энда», а театралы – как Чацкого в «горе от ума» Римаса Туминаса. Собственно, Остужев, примчавшийся из-за границы прямо к чужой свадьбе, - это и есть Чацкий, но изрядно пообтрепавшийся. Как выясняется, до Кэт он был влюблен в светскую львицу Эмму (ее остроумно и ярко играет Ольга Дроздова). Да и вообще нравы в этом высшем обществе таковы, что каждый норовит наставить другому рога. В перерывах между романами герои затевают общеполитическую независимую газету «Эхо», главная цель которой – влиять на умы. И сам Рыдлов, и вся компания его друзей-прихлебателей (сословию журналистов в пьесе достается особо) отлично понимают, что Россия ждет духовного манифеста от нарождающегося класса буржуазии. Да вот беда: сказать-то им нечего. Внутри них – та самая пустота и бездна, о которой, по иронии, повествует в своем романе горе-писатель Рыдлов.
Каменькович превратил эту историю в остроумный скетч. Все эти кумушки и дядюшки в исполнении артистов «Современника» - уже не дремучие персонажи Островского, но еще и не утонченные герои Чехова. Не забыл режиссер и о параллелях с днем сегодняшним. Зрители жадно ловят каждую реплику, пытаясь не только угадать, с кем из героев останется красотка Кэт, но еще и понять, что ждет нас всех завтра.
Алла ШЕНДЕРОВА
«Ваш Досуг», 10 – 21 февраля 2010 года
|