МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Ясмина Реза
БОГ РЕЗНИ

Версия для печати

Большая драка

В театре «Современник» — премьерные показы спектакля «Бог резни»

«Бог резни» не имеет никакого отношения к военным действиям, имеющим место в какой-либо из горячих точек планеты. А впрочем… может быть, и имеет. Это выражение было придумано одним из французских интеллектуалов после Первой мировой войны, как определение для немотивированной агрессии, которая возникает ниоткуда и растет как снежный ком. Любой конфликт, политический, военный или семейный, развивается по одним и тем же правилам — именно об этом пьеса французского драматурга Ясмины Реза, которую поставил на сцене театра «Современник» режиссер Сергей Пускепалис. Несмотря на серьезность темы, это типичная комедия положений.

Француженка Ясмина Реза — мировая знаменитость. Ее пьесы идут в Париже, Лондоне, Берлине, Нью-Йорке, Бомбее и Буэнос-Айресе, переводятся на десятки языков и получают все возможные международные премии. Секрет ее успеха, видимо, в том, что ей удалось уловить смысл и мотивы конфликтов в современном мире и при этом подчеркнуть их смешную сторону. Все ее пьесы — комедии, несмотря на то, что одна из них называется «Разговоры после похорон», а другая — «Бог резни». Российская публика познакомилась с драматургией Ясмины Реза чуть больше десяти лет назад, когда французский режиссер Патрис Кербрат поставил в Москве ее пьесу «Арт». Хотя рассказанная в ней история была далека от тогдашней российской действительности (три закадычных друга насмерть рассорились из-за абстрактной картины, купленной одним из них за большие деньги), пьеса имела успех не только в Москве, но и в провинции.

Пьеса «Бог резни» очень быстро получила не меньшую известность. Вскоре после первой постановки в Цюрихе в конце 2006 года она перебралась на парижскую сцену, где режиссером спектакля стала сама Ясмина Реза, а исполнительницей одной из главных ролей — Изабель Юппер. В марте 2008-го «Бога резни» сыграли в лондонском театре «Гилгуд», а одну из главных ролей исполнил Ральф Файнз. В 2009 году пьеса была названа «лучшей комедией сезона» в Лондоне, и ее немедленно поставили на Бродвее.

В театре «Современник» пьесу прочитали в подстрочнике, оценили ее возможности, но решили, что для русского зрителя ее стоит переписать — как известно, юмор на чужом языке воспринимается с трудом, и что для француза хорошо — для русского смертельная скука. Литературный перевод был доверен известному публицисту Дмитрию Быкову, который адаптировал диалоги героев пьесы к российской действительности.

Пружиной действия, как всегда у Ясмины Реза, является конфликт, возникший на пустом месте. Две сорокалетние париж¬ские пары, супруги Валлон и Рей, собираются вместе, чтобы составить заявление для страховой компании. Их дети подрались в университетском сквере, и один повредил другому зуб. Вот и все. Но, сев за стол переговоров, четверка быстро выходит за рамки деловой встречи, супруги начинают выяснять отношения между собой, и оказывается, что у каждого из них есть повод быть недовольным не только своим партнером, но и тем, как устроен этот мир.

Режиссер Сергей Пускепалис говорит, что ему эта история хорошо знакома, она о несвободе от любимых. «Когда ты любишь человека, заботишься о нем, благодаря этой любви попадаешь в некое рабство. Теряется ощущение собственной личности, и возникает вопрос: а где же я? А потом оказывается, что любимый человек задает себе тот же вопрос. Возникает ненависть — это парадоксально, но в том и заключается кризис среднего возраста!»

По мнению режиссера, этот спектакль целиком актерский; многие ситуации лишь намечены, как они будут развиваться, зависит не только от актеров (в по¬становке заняты Ольга Дроздова, Алена Бабенко, Сергей Юшкевич и Владислав Ветров), но и от зрителей. Комедия рождается лишь в момент встречи с публикой, и этим, в общем-то, она и хороша.

Татьяна ФИЛИППОВА
«РБК-daily», 21 мая 2009 года

 

БОГ РЕЗНИ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".