МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Пресса о Галине Волчек в 2013 году
Пресса о Галине Волчек в 2013 году

Старшая сестра

19 декабря празднует юбилей Галина Борисовна Волчек, актриса и режиссер, художественный руководитель театра "Современник". "Экран и сцена" и режиссер Михаил Али-Хусейн поздравляют ее с днем рож­дения!

Для сегодняшней генерации актеров и режиссеров, еще только начинаю­щих свой творческий путь, имена Ана­толия Васильевича Эфроса, Георгия Александра Товстоногова, Андрея Александровича Гончарова — чистая абстракция, почти как фельдмаршала Кутузова. Так и с Волчек. Вокруг Гали­ны Борисовны, поскольку она фигура публичная, много мифов и легенд. В своей жизни я встретился с двумя мощнейшими уникальными лично­стями, в этом отношении мне очень повезло: с Марией Осиповной Кнебель и с Галиной Борисовной Волчек. Что-то в их судьбах есть общее: обе учились на актрис, обе пришли к ре­жиссуре через практику, через опыт, во многом сами себя воспитали. И вос­питали потом многих других. Не только в моей судьбе Галина Борисовна сыграла серьезную роль, но, например, и Валерий Фокин, и Иосиф Райхельгауз многим ей обязаны. Если бы не она, еще неизвестно, как сложи­лась бы их творческая судьба. Волчек определила и планку, и мировоззрение тех, кому посчастливилось с ней встретиться и работать под ее руковод­ством.

Когда начал приподниматься желез­ный занавес, когда наши отношения с Западом только начали восстанавли­ваться, приехала большая американ­ская театральная делегация, ее пред­ставители знакомились с советской режиссурой, планируя кого-то при­гласить в Америку на постановку. А выбор был тогда побольше и получше, чем сейчас. И кого выбирают амери­канцы? Естественно, Анатолия Эфро­са и — Галину Волчек! И успех ее по­становки "Эшелона" Михаила Рощина был ошеломителен. Этот пример подтверждает, что и во времена колос­сов Волчек была заметной фигурой.

Общение с ней, и человеческое, и профессиональное, для молодых — мощнейшая школа. Она проста, убе­дительна, заразительна, разговаривает с тобой без нравоучений, как старшая сестра, в работе открыта — несдержан­на и доверчива, — какой можно быть только с родными, с теми, кому дове­ряешь. И ей нередко приходится рас­плачиваться за доверие, ведь не все способны оценить подобное отноше­ние.

Это сейчас молодой режиссуре рас­стилают красную дорожку, а когда мы начинали, надо было мучительно до­казывать, что имеешь право существо­вать в профессии. А уж труппа, любая, но в особенности труппа "Современ­ника", пристрастно и придирчиво об­суждала новичка. Олег Николаевич Ефремов заложил в основу этого те­атра демократическую традицию, и мы хлебнули ее сполна. Защищать вы­бранную пьесу приходилось на всей труппе, даже если в спектакле занято только пять человек. После каждого такого обсуждения меня "выносили вперед ногами". И в такой ситуации необыкновенно важна была поддерж­ка художественного руководителя. Га­лина Борисовна всегда понимала, что новые люди — Валера Фокин, Иосиф Райхельгауз, я, — нужны театру, что у каждого могут быть удачи и неудачи, и без помощи никому не справиться. Терпение у нее ангельское. Ведь и нас часто нелегко было терпеть, у всех темпераменты... А основатели театра, имевшие серьезный вес, бывало, гово­рили: Галя, зачем это нам надо, это не для "Современника". Она же, уважая и понимая атмосферу театра, помогала неопытным режиссерам встраиваться, вникать и расти. Всегда была доброже­лательна, терпима, мудра, умела не об­ращать внимания на срывы.

Я уже не говорю о том, сколько звезд она воспитала в своем театре, не толь­ко режиссеров, но и актеров!

Конечно, она болезненно пережива­ет каждый уход из театра тех, в кого вкладывалось столько терпения, нер­вов, здоровья, на кого хотелось положиться впоследствии. Расставания ее больно ранят.

И сегодня Волчек питает необыкно­венный живой интерес к молодым ре­жиссерам, она всегда в поиске инте­ресной молодежи, дает им возмож­ность пробовать и набираться опыта. Сейчас в театре три начинающих ре­жиссера: Кирилл Вытоптов, Екатери­на Половцева, Егор Перегудов.

Все это непросто, но она проявляет терпимость, никогда не ставит окон­чательную оценку, диагноз; если не получилось — беды нет, идем дальше. Случайных людей не приглашает, но раз уж доверилась, то верит до конца.

Если есть золотой фонд ныне живу­щих деятелей театра, то она к нему безусловно относится, а может, его и возглавляет.

Пусть здоровье как можно дольше позволяет Галине Борисовне продол­жать то дело, на которое она положила жизнь — вести театр и помогать другим вставать на ноги! Она сама прошла не­простой путь и прекрасно понимает, как важно вовремя подставить плечо.

 

«Назад

Михаил АЛИ-ХУСЕЙН
«Экран и Сцена», № 23, декабрь 2013 года

Следующая фотография

© 2000 Театр "Современник".