МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Пресса о Галине Волчек в 2003 году
Пресса о Галине Волчек в 2003 году

СОВРЕМЕННИЦА

Так уж получается, что этой зимой исполняется сорок пять лет, как я впервые побывал на спектаклях театра «Современник» - «Продолжение легенды» и «Два цвета», еще в гостинице «Советская». Был я тогда пятиклассником и даже был введен во святая святых – гримуборную.

Я застал еще самую раннюю, только формирующуюся труппу «Современника». И сегодня могу с уверенностью сказать, что в том ансамбле актрис «Современника» Галина Волчек была самой яркой.

Сейчас привожу свои поздние соображения, но она – и в этом я абсолютно убежден – вполне могла бы занять свое место в труппе Малого театра. Мне кажется, что по мощности красок, разнообразию их, Волчек являлась и является наследницей традиций Веры Пашенной в те годы, пожалуй, первой и главной «старухи» Малого театра: ведь старух вовсе необязательно играть старым актрисам. Вспоминая репертуар поздней пашенной, все время думаю о том, что это роли Галины Волчек. Она должна была сыграть Кукушкину в «Доходном месте», она могла бы сыграть Вассу Железнову или Старую хозяйку Нискавуори. Когда я услышал, что в «Современнике» собираются ставить «Грозу», был уверен, что именно Волчек сыграет Кабаниху. Ведь это ее роль – по мощи красок, по вкусу, по разнообразию интонаций, как и любая пьеса Островского или Горького. И, кто знает, может быть, наше поколение сказало бы ей: «Для вас писал старик Островский».

Следующая дата – сорок лет назад. Работая осветителем в театре «Современник», я уже воспринимаю Галину Волчек как одну из ведущих актрис «Современника», правую руку Олега Ефремова в режиссуре. В тот сезон она участвовала в возобновлении спектакля «Вечно живые», «Пять вечеров», ее фамилия значилась в программке спектакля «В день свадьбы», а спектакль «Двое на качелях» шел уже как самостоятельная работа. В тот, 1963-й, год она сыграла и две роли, раскрывшие разные ее ипостаси. В спектакле «Назначение» - ее комедийный дар, так фантастически обозначившийся еще в первой работе в «Современнике» - Нюрке-хлеборезке. Но активная сатира в Нюрке сменилась здесь легкой иронией, и многие заулыбались вдвойне, зная прототип, ту семью, которую имели в виду Волчек и Игорь Кваша, игравшие Мать и Отца Ляминых. Волчек умеет замечательно пользоваться своим актерским аппаратом – приглушать краски, интонации, относиться к своей героине с легкой, почти французской иронией. «Назначение» было одним из самых совершенных спектаклей «Современника». Здесь весь актерский ансамбль – Ефремов, Кваша, Волчек, Евгений Евстигнеев, Нина Дорошина, покойный Володя Паулус – показали театр с той стороны, с которой он еще не был в полной мере представлен.

Через полгода Галина Волчек сыграла бабку Грачиху в спектакле «Без креста!» по В. Тендрякову. Оставим в стороне само название и сверхзадачу спектакля, для меня и тогда, в 1963 году, как раз в годы жестоких хрущевских гонений на церковь, и сейчас малоприемлемую. Но не поддаться воздействию актерского ансамбля в спектакле было невозможно. Там плохо не играл никто. Игорь Кваша, игравший в свои тридцать лет старика, лена Миллиоти в роли мальчишки Родьки. Может быть, в последний раз в жизни я видел так фантастически сыгранного женщиной мальчишку. Прекрасная актриса Ольга Фомичева в роли Варвары. Сыгранная с такой достоверностью, абсолютно прожженная, «проблеванная» душа Тимофея в исполнении Виктора Сергачева. Или роль священника у Влада Заманского, может быть, готовившая его уже к духовному повороту последующих лет. Геннадий Фролов в роли беспомощного председателя колхоза.

Но самое страшное, что было сыграно здесь, сов семи возможностями русской трагедии – это бабка Грачиха Галины Волчек. Революция открыла в каждом человеке палача. Вот таким палачом по отношению к своей же плоти и крови становилась Волчек. Среди актрис ее поколения и сейчас не знаю актрисы подобного масштаба.

Год 67-й. В «Балладе о невеселом кабачке» - роль Мисс Амелии Ивенс – и та же самая стихийная сила переживания и перевоплощения, только с абсолютно фантастическим чувством стиля. Чья это заслуга – ее, или здесь стиль рождался из внутренней правды, но могу сказать одно: среди женских актерских работ, виденных мною, по пальцам можно пересчитать те, что сопоставимы с этой работой Волчек.

Понимаю, что Волчек по авторитету оставалась вторым человеком с «Современнике», и все-таки три ее спектакля – «Двое на качелях», «Обыкновенная история» и «На дне» принадлежали к самым лучшим работам театра за все годы его существования. Волчек тогда режиссерских неудач не знала. И если о первом ее спектакле могли бы сказать: «Ну, подумаешь, пьеса современная, два прекрасных актера – Татьяна Лаврова и Михаил Козаков, ну, сыграли». Но это уже была не актерская режиссура, а от первой до последней мизансцены выстроенный режиссерский спектакль, в котором, если режиссер и умирал, то в евангельском смысле: «Если зерно, павши в землю не умрет…».

«Обыкновенная история» опять могла показаться случайностью: нашли незаигранный роман, открыли новое репертуарное название, оказавшееся современным, заняты хорошие актеры – Лилия Толмачева, Олег Табаков, Козаков. Но вот Волчек ставит «На дне» - спектакль, имевший длительную традицию в Художественном театре. Всегда вспоминаю, как Вадим Шверубович говорил, что Андрей Мягков играет лучше, чем Вася, имея в виду своего отца Качалова в роли Барона. Не говоря уже об Олеге Дале, у которого Васька Пепел – лучшее, что он сделал в театре. Нигде не перевирая, не переставляя текст, сыграть эту боль, и такую любовь, и опустошение, такое воистину «на дне».

И не смещая смысл Горького, так вытягивать людей из ночлежки, так взывать к добру, как это делал Кваша-Лука, и сыграть такое отчаяние, как Валя Никулин в роли Актера, который, если вверх, то только в петлю. Забыть ли трагедию Наташи – Аллы Покровской, которой показалось, что вот он выход, туда – вверх, из ночлежки. И он безнадежен. И, конечно же, сыгранный Евстигнеевым Сатин, сместивший всю советскую социологическую трактовку этого образа. Для меня эта работа сопоставима только с лучшим товстоноговским спектаклем «Мещане».

Жизнь следующей и последней трети с лишним лет – это Волчек сначала в роли главного режиссера, пополам с Табаковым-директором, а, начиная с 1977 года, уже фактически в роли художественного руководителя. Не время подводить итоги, но хочу обратить внимание на то, что Волчек более тридцати лет руководит театром. Сейчас в этом смысле в Москве с ней сопоставимы лишь Юрий Любимов и Владимир Андреев в Ермоловском театре. В этом смысле Волчек – строитель театра. И самое поразительное, таковым продолжает оставаться и сейчас. На первых порах приглашения молодых режиссеров – Валерия Фокина и Иосифа Райхельгауза, начинавших создавать свою биографию в «Современнике». Можно было объяснять – молодые годы, это понятно. Но, когда сейчас смотришь в ее театре премьеры Кирилла Серебренникова и Нины Чусовой, понимаешь, что этот дар в ней не угас. Она продолжает формировать труппу. Сколько звезд уходило из «Современника», начиная с семидесятого года: Мягков и Вознесенская, потом Лаврова и Вертинская, потом Табаков. Казалось, это должно было привести к деградации театра. Но Волчек угадала в маленькой девочке, потрясающе пробежавшей по сцене Театра Моссовета в спектакле Анатолия Эфроса «Турбаза», - В Марине Нееловой, ту актрису, которая определит существование театра в последние тридцать лет, вплоть до ее работы в спектакле «Сладкоголосая птица юности», где первое действие и финал второго принадлежат к тому, что Белинский называл «мочаловскими минутами». Это одно из самых высших актерских достижений, которые мне приходилось видеть за последнее время. В следующем поколении Волчек открыла Марину Хазову и Елену Яковлеву. Другой бы сказал: «На мой век хватит». Но появилась Ольга Дроздова, в последние годы сыгравшая две абсолютно разные не только по масштабу, но и посредствам выражения роли. Я не застал по понятным причинам Клавдию Еланскую, но, честно говоря, так глубоко сыгранный образ Ольги я, пожалуй, в театрах не видел. Другая ее работа – в спектакле Чусовой «Мамапапасынсобака». Потом открывается Чулпан Хаматова, и еще одна страница в репертуаре театра «Современник» вплоть до совсем юной Полины Рашкиной.

Вот эта способность движения, сохранения труппы, ядра «Современника», привлечение наиболее ярких режиссеров последних лет говорит еще об одном качестве Волчек – о ее даре художественного руководства, который позволяет «Современнику» быть тем, что он есть: не только явлением первых пятнадцати лет при Ефремове, но и последующих тридцати с лишним – при Галине Борисовне Волчек.

«Назад

Борис ЛЮБИМОВ
«Дом Актера», декабрь 2003 года

Следующая фотография

© 2000 Театр "Современник".