Александр Дюма-сын

ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ
М.ГОТЬЕ ПО ПРОЗВИЩУ
"ДАМА С КАМЕЛИЯМИ"

Аукцион с мертвой куртизанкой

Подлинную историю Маргариты Готье показали на днях в "Современнике". Знаменитый роман Александра Дюма-младшего инсценировал и поставил на "Другой сцене" театра известный режиссер Юрий Еремин.

История Маргариты Готье, куртизанки и красавицы с грешной любовью, умирающей от чахотки, которая есть самая романтическая из всех болезней куртизанок, и безумно любящая театр, просто требует воплощения в кино и на сцене. Ее ставили и ставят, и какие-то постановки доходят и до русского зрителя, начиная от фильма Мауро Болоньини с Изабелль Юппер 1980 года и заканчивая постановкой в знаменитом "гамбургском балете" Джона Ноймайера, показанной в Петербурге на гастролях в июне 2003 года. Про оперу Верди я вообще молчу. Но и балет Ноймайера, и фильм Болоньини как будто нашли свое отражение в спектакле Еремина. Свою "насмотренность" он мягко демонстрирует как некую общую образованность, ненавязчиво цитируя предшественников. Постановка Еремина ряд, конечно, не продолжает, но все-таки органично вписывается в череду концепций, создавая свой вариант романа, актуальный для нашего уже времени.

Так, как и Ноймайер, Еремин начинает спектакль аукционом в доме Маргариты Готье и даже приглашает зрителя как бы на аукцион, не на спектакль, о чем свидетельствует табличка на авансцене. Французы вообще очень любят искусство распродажи: идущее с молотка имущество дает прекрасный повод скорбеть о прежней сладкой жизни и ушедших золотых временах. Но прием, вскользь намеченный в романе Дюма и служащий отправной точкой в балете Ноймайера, у Еремина становится сквозным. Аукционист – герой полноправный, он не только начинает спектакль, но и ведет его, как почву из-под ног уводя у героев предметы, составляющие основу их истории.

Прием, выгодный, когда надо связать между собой мизансцены, имеет неприятный побочный эффект: вместо предполагаемой лирической интонации зритель настраивается на меркантильную. Всю историю "дамы с камелиями" аукционист кратко пересказывает в двух-трех абзацах. Взгляд дельца – та перспектива, с которой открывается действие. И Маргарита Готье (Клавдия Коршунова) кажется не более чем прекрасной, но априори мертвой куртизанкой. И Арман Дюваль (Антон Хабаров) кажется не несчастным, потерявшим свою возлюбленную (в романе Дюма он буквально захлебывается в слезах), а всего лишь растерянным студентом какого-нибудь МГИМО, все деньги которого уходят на обучение.

Возможно, сам того не желая, Еремин ставит спектакль о трагедии мужчины, который не может купить себе женщину. В чем трагедия этой женщины, кроме того, что она очень красива, понятно не вполне. Клавдия Коршунова – молодая, хорошенькая и совсем неиспорченная актриса "Современника" чахоточно кашлять умеет не вполне, но зато любит в полную силу, и на ней восхитительно смотрятся восточного типа наряды. Куртизанка в кимоно с камелиями – Еремин показывает Маргариту Готье экзотическим цветком, гибнущим на чужой почве. И эта эклектика, смешение Востока и Запада, невероятно идет любовной истории.

Этот посмертный аукцион вписан в сценографию постоянного соавтора Еремина Валерия Фомина. Фомин выстроил на сцене "Современника" шатер из слегка наклоненных огромных зеркал и наполнил его предметами: дорогостоящими вазами, статуэтками, столиками, ширмочками и прочими аксессуарами уважающей себя француженки, падкой на красивые мелочи XIX века. Наверное, только из соображений безопасности красивая конструкция не разлетается в финале, как разлетается, к примеру, стеклянный дом, выстроенный Дмитрием Черняковым для спектакля "Двойное непостоянство". Аккуратно подобранная Асафом Фараджевым музыка, зеркала и отраженные в них кимоно создают атмосферу, которая сгущается к концу второго акта. Из бесконечных отражений, из красивых мизансцен сплетается хрупкая ткань спектакля, тем более хрупкая, что работники аукциона неспешно выносят и распродают изящную обстановку, как бы разматывая клубок действия к неизбежному концу нитки.

Спектакль Еремина, как бы к нему ни относиться, выдержан в духе меркантильной эпохи, где деньги решают все, любовь поверхностна, как страница глянцевого журнала, а самые модные девочки ходят в японских кимоно. Клавдия Коршунова девочка не только модная, но и милая; пусть ей не очень удается играть чахоточную куртизанку, зато влюбленную девочку – вполне. Потом, вполне можно простить невинные прегрешения дебютантам – студентам Щепкинского училища. В спектакле Еремина и без них есть на что посмотреть. Он успешно демонстрирует достижения крепко спаянной, добротной и разве что слегка утомительной классики.

Ну, а тем, кому хочется погорячее, недолго осталось ждать до следующей премьеры "Современника" – в начале марта Кирилл Серебренников покажет на "Другой сцене" театра премьеру спектакля "Голая пионерка" по нашумевшему роману Михаила Кононова с Чулпан Хаматовой в главной роли. И вполне можно спрогнозировать этой премьере самый большой резонанс в пока что более чем унылом сезоне 2004/ 2005.

 

Алла ВЕРДИ
«Утро.Ru», 22 февраля 2005 года

© 2002 Театр "Современник".