князь А.И. Сумбатов-Южин «ДЖЕНТЛЬМЕНЪ» Гламурный бой гламуру<…>Отыскав на чердаке памяти «Джентльмена» Сумбатова-Южина, режиссер Евгений Каменькович поразился злободневности забытой драмы и перенес ее на сцену «Современника». Павел Каплевич, признанный гений театрального гламура, окутал ветхую драму высокотехнологичными пророщенными тканями и заставил мраморными слонами. Получилось богато, вычурно и слепяще. Острая сатира на «новых русских» с их невежеством, цинизмом и пошлостью не смогла преодолеть временных границ — история пустого и амбициозного купчишки, возомнившего себя светочем разума и духовности, так и осталась историей XIX века. Хотя, казалось бы, в пьесе есть все узнаваемое сегодняшней публикой: засилье желтой прессы, продажные журналисты, рублевские жены, промышляющие светскими вечеринками и случайными связями, есть торжество пиара и разлагающая власть денег, есть политическая трескотня и презрение к добродетели… Но радостью узнавания все и кончается, точнее —успокаивается. Мысль о том, что и до нас люди бились с пошляками и фанфаронами, давно стала общим местом и претендовать на откровение никак не может. Фокус в том, что Сумбатов-Южин бился всерьез и с конкретными персонажами, олицетворявшими, по его мнению, те язвы и нарывы, которыми покрылась российская элита конца XIX века. Бился и рисковал. Каменькович же то ли побоялся продрать дыру во времени, то ли посчитал, что и этой исторической пародии достаточно для разоблачений, то ли решил «погодить», испугавшись слишком явных аналогий. Получился нарядный спектакль для нарядной публики — самый популярный жанр современного театра <…> Ксения ЛАРИНА |
© 2002 Театр "Современник". |