Всеволод Бенигсен

ГенАцид. Деревенский анекдот

Два с половиной без Собчак и Pussy Riot

(впечатления от предпремьерного показа)


Свершилось чудо!

Воздух звенел от злободневности. Каждая фраза вызывала то смех, то слезы, брала за живое. Все было узнаваемо и пронзительно. Горько, стыдно, досадно и ладно. Невероятно современно, и при этом - никаких тебе топовых новостей, модных брендов, трендов и френдов.

Генеральная единая национальная идея (сокращенно ГенАцид) претворялась в жизнь.

Классики остановились в Больших Ущерах. В жителей этого забытого Богом провинциального местечка на три недели вселились не бесы, а Пушкин, Чехов, Толстой, Гоголь, Платонов, Блок, Крученых, Бродский и другие великие, незабвенные и благополучно пылящиеся на книжных полках властители дум. Думаете, они облагородили жизнь поселян, привнесли в нее смысл и радость? Черта с два! С помощью Указа свыше, начальника милиции и заезжего библиотекаря, дел они наворотили почище бесов. Их материализация в еле живых душах российской глубинки всколыхнула всю бездну ее грехопадения, стало мерилом никчемного существования, заставила задуматься о тщетности и бренности бытия, обнажила и обострила дремлющие чувства, метания и мечтания. Добром, разумеется, это не кончилось. Зато люди вновь почувствовали себя людьми. И, получив это потрясение, не захотели возвращаться в первобытное состояние.

Произошло все это сначала в романе «ГенАцид» молодого российского писателя Всеволода. Бенигсена. А теперь – на сцене театра «Современник», в спектакле, созданном еще более молодым режиссером Кириллом Вытоптовым, который, вместе со своей уникальной талантливой командой, с помощью добавления классических текстов усилил и углубил драматизм ситуации, довел ее до катарсиса. Этому же способствовала и безукоризненно точно найденная сценография и безупречный музыкальный ряд.

Как выворачивает душу монолог несчастной забитой женщины, потерявшей сына (ее блестяще играет ветеран театра Елена Миллиоти), которая заговорила вдруг словами Гоголя:

«Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей, неестественной властью осветились мои очи: У! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!»

Всегда молодой «Современник» пополнил свой золотой Фонд. Спасибо ему за это!

Иван КОНОНОВ
«Эхо Москвы», 14 октября 2012 года

© 2002 Театр "Современник".