Биляна Срблянович
АМЕРИКА, ЧАСТЬ ВТОРАЯ ... Блестящие
На Другой сцене "Современника" поставили антиамериканскую пьесу сербки Биляны Срблянович. Из истории о потере всего Нина Чусова сделала комикс.
Главным действующим лицом пресс-конференции, предварявшей премьерный показ "Америки", безусловно, была режиссер Чусова. Кто не знает - это самая веселая девушка среди московских режиссеров и уж как минимум из режиссерш.
В прошлом актриса, в жизни она никогда не играет, а умудряется быть собой в самых официальных ситуациях. Так вот, Чусова бойко отвечала журналистам, горячо осуждала телевизионное насилие и умоляла не спрашивать у нее про США - против этой страны она лично ничего не имеет.
Контрапунктом к чусовской бесшабашности была худрук "Современника", в эти дни празднующего свое пятидесятилетие. Галина Волчек почти не смеялась, а из терпения ее выводили только глупости про Америку.
Спектакль Чусовой поставлен по тексту, который автор преподнесла как сиквел не самого известного романа Кафки. На слаженно работающие 27 плазменных экранов проецируются виды ночного Манхэттена, где Карл (Владислав Ветров), мужчина сорока с лишним лет, только что снял шикарные апартаменты. На них мы видим хронику 11 сентября 2001 года: плавно оседающие башни-близнецы и бегущая толпа. А напоследок - идиллическую картинку из жизни фермерского семейства, к которой нежно приникает Карл и которая тает под его пальцами как видение.
У Срблянович в отличие от режиссера Чусовой к Америке - свой счет. Суровая и остроумная сербка, драматург с европейским именем хорошо помнит, что сделали войска НАТО с бывшей Югославией, и не считает нужным лишний раз проявлять политкорректность. Тем более что в странах, где преподает и ставится Срблянович, в цене как раз антиглобализм и национальное сознание маленьких бедных государств. Впрочем, Нина Чусова хоть и мучает зрителей "политическим подтекстом" (а жаль!), но рассматривает пьесу под правильным углом - герои "Америки" и впрямь тянут только на комикс. Получается бодрое шоу на музыку Олега Кострова ("Нож для фрау Мюллер"), в котором Карл получает счета длиной в километр, идиотически жизнерадостная супруга умершего от передозировки Даниэля (очень смешная Ульяна Лаптева), блюет на похоронах мужа, шепелявая девушка из супермаркета (Клавдия Коршунова) впаривает потерявшему работу Карлу деликатесы, а обдолбанный официант (Алексей Климов) избивает клиента за отказ дать чаевые. В таком мире, отличающемся от нынешней Москвы разве что чистотой, место только резиновым девушкам в кроссовках. Они-то и попляшут на похоронах человечества. Безмятежно и радостно.
Кристина МАТВИЕНКО
TimeOut, 17 - 23 апреля 2006 года
|