князь А.И. Сумбатов-Южин «ДЖЕНТЛЬМЕНЪ» Комедия "Джентльменъ" появится на московской сцене спустя 100 летЗабытая пьеса "Джентльменъ", написанная князем Александром Сумбатовым-Южиным в 1897 году и поставленная в Малом театре с Марией Ермоловой в главной роли, вновь увидит свет рампы - свою версию спектакля представит "Современник" в пятницу. Как сообщили РИА Новости в пресс-службе театра, режиссер Евгений Каменькович, который осуществил постановку "Джентльмена" на сцене "Современника", почувствовал в этой острой сатирической комедии параллели с тем, что происходит в сегодняшней жизни, в сегодняшней Москве. "Когда я прочитал эту пьесу, то поразился тому, насколько она созвучна нашему времени", - сказал Каменькович. Дело в том, что пьеса крайне нелицеприятно описывает нравы московских воротил, нуворишей, кичащихся своим богатством, претендующих на руководство духовной жизнью общества. Острая сатира коснулась также и продажной прессы. Спектакль начинается со свадьбы богача, церемония которой открывается с выезда на слонах невесты и жениха. "Мне говорили, что в Москве были свадьбы за 16 миллионов долларов, со своей постановочной частью, композиторами, режиссерами, - сказал Каменькович. - Я знаю, что некоторые серьезные режиссеры, вместо того чтобы ставить спектакли, занимаются такими свадьбами или корпоративами, бюджет которых сопоставим с бюджетом большого оперного спектакля. Лично я жду появления в Москве "крепостных" театров. Ну, может быть, они будут по-другому называться, но уверен, что такие будут". Пышную красоту на сцене, включая огромных белых слонов и прекрасные костюмы, придумал известный сценограф Павел Каплевич, которому, по его собственному признанию, эта работа доставила огромное удовольствие. Что касается текстов, то режиссер признался, что сокращения были, потому что в старых пьесах мысль всегда выражается очень длинно. Но подчеркнул, что это те сокращения, которые носят технический характер и в смысловом отношении ничего не меняют. "В спектакле представлены все актерские поколения театра, - рассказал Каменькович. - Я очень рад этому обстоятельству - было интересно наблюдать, как трогательно старшие опекают молодых. Вообще атмосфера была замечательной и поистине творческой". В спектакле заняты Марина Александрова, Артур Смольянинов, Ольга Дроздова, Иван Стебунов, Елена Козелькова, Марина Хазова и другие. Сумбатов-Южин воплотил в главном герое пьесы, джентльмене Рыдлове, образ современного богача, приобщенного к цивилизации и претендующего на духовную рафинированность, притом, что тупое чванство и самодурство, а также все остальные признаки, присущие купцу, осознающему силу своего капитала, тоже в нем присутствуют. Своего героя Смольянинов оценивает как человека, "который заточен на результат, который любит себя больше всего и это для него нормально, который не видит себя со стороны - ему просто никто не говорит правды, он живет в некоем иллюзорно-сахарном мире и ему трудно трезво оценивать себя". По мнению артиста, главный конфликт пьесы в том, "что в этом мире, который нам знаком и который все больше воцаряется вокруг нас, в мире денег, всего внешнего и показного, трудно человеку оставаться самим собой, очень легко потеряться, трудно оставаться здравомыслящим человеком с открытым сердцем". "Единственная, кто пытается это сделать в пьесе, - главная героиня, но и она попадает в эти жернова и не справляется", - отметил он. Смольянинов считает, что это очень актуальная ситуация сегодня и важный сигнал, который может помочь кому-то справиться и выйти из мира волшебных пузырьков. "Когда я прочитал эту пьесу Сумбатова-Южина, то мне казалось, что автор написал ее сегодня. Просто вышел, походил по Москве, посмотрел, как живут люди, и написал. Тысячу раз подтверждаю, что люди не меняются - как было сложно нам с самим собой разобраться, и как было сложно по дороге жизни идти, так и остается. По ней сложно идти, не споткнуться, не упасть, не поддаться на эти манкие искушения - успех, славу, деньги, власть, обладание кем-то или чем-то. Так было раньше, так есть и сейчас. Это вечная проблема", - пояснил он. Наталия КУРОВА |
© 2002 Театр "Современник". |