Александр Дюма-сын ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ Дама приятная..."Подлинную историю Маргариты Готье по прозвищу "Дама с камелиями" поставил в "Современнике" Юрий ЕреминНовый спектакль "Современника" пресса заклевала по полной программе. Выбрав сочинение Александра Дюма-сына к постановке, театр, конечно же, сам и подставился под весь этот разгром. Бульвар он и есть бульвар, к нему у нас относятся презрительно, даже если понимают, что без него спектр театрального искусства неполон. И в самом деле, зачем уважаемый и серьезный режиссер Юрий Еремин выудил из потока мировой литературы именно это произведение? Понять нелегко, но уж точно не из любви к глянцево-гламурным красивостям, о которых говорят, что они нравятся народу. В последнее время Еремин полюбил переносить время действия известных пьес в иные времена и стилизовать потом это время. С Дюма-сыном он поступил точно так же. Взял за основу не пьесу, а роман, сочинил свой сценарий и перенес действие в парижскую действительность начала ХХ века. Во времена импрессионистов, которые, в свою очередь, ввели моду на все восточное. Обо всем этом режиссер весьма вдохновенно рассказывал в телеинтервью, видно было, что он не на шутку увлечен. Никакого особого импрессионизма на сцене обнаружить не удалось, стараниями сценографа Валерия Фомина она заставлена зеркалами и антикварной мебелью, которую продают с аукциона после смерти героини, но восточные мотивы в спектакле, безусловно, присутствуют. И все же кажется, что гораздо больше, чем привычное стилизаторство, режиссера вдохновила работа с молодыми актерами-дебютантами. Роль куртизанки Маргариты Готье в свое время прославили выдающиеся актрисы - Элеонора Дузе, Сара Бернар, Грета Гарбо etc., потом наступили иные времена, и сочинение Дюма-сына сошло со сцены, казалось, навсегда. У Еремина даму с камелиями играет совсем молоденькая девочка, и это его решение гораздо больше определяет стиль спектакля, нежели импрессионизм и Восток вместе взятые. Душераздирающая история о любви продажной женщины и благородного молодого человека, роковом вмешательстве его отца и непременной смерти героини от чахотки, как ни удивительно, не выглядит пошлой, вульгарной и глупой. И даже мелодраматической не выглядит. О дебютантке Клавдии Коршуновой критики написали, что в ее героине не видно страдания, и всех прочих чувств им тоже не хватило. А, по-моему, сдержанность и чувство меры у молодых исполнителей - большая удача для этого спектакля. Их искренность и обаятельная скромность превратили бульварную банальность в нечто весьма трогательное и абсолютно беззащитное. Легко вообразить, как могла бы опытная актриса наддать жару и залить сцену слезами, наглядно демонстрируя душевный надрыв и муку. Клавдия Коршунова, к счастью, избежала всех этих общеупотребимых соблазнов. Прелесть ее игры - в какой-то совершенно детской нежности, при том, что в этой девочке-гейше намешано много чего: восторженная любовь и порочность, доброта и расчетливость. Ее партнеры-однокурсники - Антон Хабаров (Арман Дюваль) и Дарья Белоусова (Прюданс) - тоже каким-то образом умудрились пройти по краю пропасти и не упасть в нее. Их роли банальны до такой степени, что, казалось бы, и сделать ничего нельзя, но они сумели обнаружить в них живой, чистый звук и продержаться на нем весь спектакль. Честное слово, это дорогого стоит.
Марина ЗАЙОНЦ «Итоги», 1 марта 2005 года
|
© 2002 Театр "Современник". |