Бернард Шоу ПИГМАЛИОН В театре началась перезагрузкаВ «Современнике» началась перезагрузка. Внезапный уход Елены Яковлевой из театра, казалось, лишит его репертуар полюбившихся спектаклей. Но, театр, уж такой механизм, что с уходом отдельных актеров работа в нем не останавливается. И вот «Пигмалион» снова засиял на афише. За шестнадцать лет спектакль основательно закрепился в репертуаре, но пересмотреть его за эти годы хотелось лишь раз, когда на смену Валентину Гафту пришел Сергей Маковецкий. Елена Яковлева (Элиза Дуллитл) и ее муж Валерий Шальных (Пиккеринг) славно потрудились за эти годы, но… всё проходит. В общем, отсчет «Пигмалиона» можно начинать с начала. Новый состав - новый спектакль. Перемены - вещь обоюдоострая. Нервничают те, кого заменяют и их поклонники и те, кто заменяет: ведь сравнений не избежать. Приглашенная на главную роль Алёна Бабенко стала не заменой, не подменой, а новой сменой театра. На счету актрисы множество удач на сцене родного театра. Именно «Современник» стал для нее Пигмалионом, открывшим ее многогранное дарование. За день до премьеры Алёна Бабенко и Сергей Маковецкий стали лауреатами актерской премии «Кумир». После просмотра спектакля понимаешь, что это только аванс. История хрестоматийна и обожаема. Бедная косноязычная Золушка из лондонских трущоб, встретившая принца-фонетиста, вложившего в ее уста магию и музыку слов, превративших ее в «его прекрасную леди». Сюжет беспроигрышен. Но, зачастую, театральные постановки проигрывают острому и яркому языку автора, т.е. шоу уступает Бернарду Шоу. От того, наверное, до сих пор переиздаются аудиозаписи с культовым спектаклем Малого театра, в котором блистали легенды - Дарья Зеркалова, Констанция Роек, Константин Зубов, Евгений Велихов, Евдокия Турчанинова, Владимир Владиславский. После просмотра спектакля Галины Волчек возникает ассоциация именно с тем классическим спектаклем, а не с новомодными пошловатыми вариациями «на тему». «Пигмалион» в «Современнике» - спектакль, в котором удалось достичь гармонии слова, актерской игры и оформления. Тут актер не состязается с актером, режиссер не препарирует автора, а сценография не отвлекает ни исполнителей, ни созерцателей. Словом, не на злобу дня и не со злобы. Может потому зрители покидают зал с не вымученной улыбкой. Фиалковое цветовое решение спектакля (художник Павел Каплевич) вторглось во все его детали от колонн с двойным дном, до корзинки «фиялочек» бедной цветочницы. Здесь всё (но не всем!) фиолетово – «что в грозу лиловы глаза и газоны». На фронтоне – лепка, напоминающая публике классический сюжет из «Метаморфоз» Овидия»: царь Кипра, скульптор Пигмалион и оживленная Афродитой статуя Галатеи. В спектакле всё похоже, но вместо Афродиты – друг профессора Пиккеринг, да и Элизу-Галатею статуей не назовешь – не статична. Алёну Бабенко трудно узнать, настолько необыкновенно перевоплощение: от крикливой мартышки до дамы, приятной во всех отношениях. Сценическая речь, как известно, на сцене теперь редкость, от того каждый кашель из зала заглушает монолог актера. Роль мисс Дуллитл в этом плане не из простых. Игра слов и звуков первого акта и размеренный плавный тон речи второго действия - все это свидетельство превосходной техники речи актрисы. Точная игра и отсутствие кривляний и карикатурности, с какими обычно рисуют этот образ, выводят на сцену актрису, которой довольны не только зрители, но и партнеры по сцене. Сергей Маковецкий – Генри Хиггинс во плоти. За долгие годы он, кажется, узнал о своем герое все, но и он претерпел изменения. К лучшему. Хиггинс явно помолодел, стал юрким, легко возбудимым, не сидящим на месте. Ушла самоуверенность в роли, появился беспокойный интерес. Следить за этой переменой одно удовольствие. То ли игра главных героев настолько хороша, что затмевает недостатки прочих, но, кажется, что в этом спектакле все настолько сложилось и сошлось, что все, даже второстепенные персонажи – хороши. Пиккеринг (дебют в спектакле Ильи Лыкова) – не в меру робок, взволнован и нерешителен. Эдакий не освоившийся в каменных декорациях Лондона доктор Ватсон, только вернувшийся из Индии. Прелестна семья Эйнсфорд-Хилл (Мария Ситко, Татьяна Корецкая, Максим Разуваев), словно сошедшая с экрана очередной экранизации BBC. Недурен и Альфред Дуллитл (Александр Берда), сделавший карьеру от мусорщика до проповедника. В психологии есть такое понятие – «Эффект Пигмалиона». Это, когда ожидания уверенного в них человека, оправдываются. В случае с новым «Пигмалионом» результат превзошел все ожидания. Интеллигентный, но при этом уморительный, лишенный пошлости, но полный юмора спектакль. Приходится писать «но», ведь зритель отвык от того, что полезное может быть приятным. Сентиментальная риторика спектакля полезна для ума и приятна для сердца. В общем, ветер перемен в «Современнике» - попутный. Эмилия ДЕМЕНЦОВА |
© 2002 Театр "Современник". |