![]() |
![]() |
Михаил Кононов ГОЛАЯ ПИОНЕРКА Голая пионерка защищает РодинуЗавтра в московском театре «Современник» премьера оглушительного спектакля модного режиссера Кирилла Серебренникова В буклете спектакль представлен так: «Музыкально-батальная мистерия с бодрой войной и чистой любовью, с цирковыми аттракционами и настоящей Любоффь Орловой, а также зафиксированным явлением Пресвятой Богородицы и стратегическими ночными полетами АБСОЛЮТНО ГОЛОЙ ПИОНЕРКИ».
- Я прочитал роман Михаила Кононова «Голая пионерка» три года назад и был поражен. Никакой Победы, никаких датских торжеств не было. Я стал предлагать. Отказывались, говорили, столь резкий материал, что отторгнет людей, короче, будет скандал, будут неприятности. - А в чем скандал? - В том, что война показана через поток сознания Маши Мухиной, которая спит со всеми командирами дивизии. То есть, грубо говоря, такая ППЖ, походно-полевая жена, подстилка. - И она настоящая героиня? - Причем не в сюжетном смысле, а в классическом, в большом, крупном, где есть долг, честь. И есть рок. - Что же двигало девочкой? - А святость. Родину защищала. Была уверена, что это ее служба Родине. Что служит общему делу Победы. Ее убедили в этом. Она и не беременеет. Она святая. У Кононова - и мы попытались воплотить это в спектакле -Победа наша - чудо. Страна, избитая, растоптанная, изничтоженная, униженная, раздавленная революциями, гражданскими войнами, репрессиями, побеждает - это чудо. Чудо и артистка, безусловно, национальное достояние, - Чулпан Хаматова, уникальное существо. Я говорю не потому, что с ней работаю и надо комплименты говорить. Но я влюблен во всех участников спектакля. Это точно - коллективное творчество. - Вы говорили, что Чулпан была сегодня тормозом... - Ну, неудачный прогон. Этот спектакль невероятно сложен физически, эмоционально. Непонятно, как они все выдерживают. Два двадцать без антракта в таком градусе, сложнейшем рисунке!.. Чулпан Хаматова отказалась материться
Свидетельствую, как Чулпан решительно отказалась произнести матерное слово: не могу, не могу. И Кирилл разрешил не произносить. - А вы ждете от этой работы скандала? - Я никаких скандалов не жду. И автор, когда писал, ни о каком скандале не думал. Он должен был это написать. Реальная история легла в основу. Конечно, будут разночтения. Люди очень стереотипны в восприятии. Им кажется, то, что свято, может быть только так. А по-другому нельзя. Но сейчас многое меняется. Вот что такое патриотизм... - А что такое патриотизм? - Патриотизм для меня - понимание высочайшей цены каждой человеческой жизни. Каждой. А не «мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем». Или «обгоним и перегоним». Не ура-патриотизм, а каждый погибший - это трагедия. Не Зуков, бросающий в топку войны пушечное мясо. Не тысячи, не сотни, не подлодками, не городами, не школами - а каждый. Те вещи, которые мы делаем, нас по-настоящему волнуют. Артисты выходят не просто спектакль играть, а это для них - поступок. Хотя такие понятия, как гражданский поступок, давно замылены. Чтобы не замылить - нужен парадокс, скажем, как святая грешница. - Вам жаль, что Чулпан уезжает в Германию? - (Громко). Чулпан, ты эмигрируешь? Чулпан Хаматова: - Да! Я узнала об этом из одной газеты... ЛИЧНОЕ ДЕЛО Чулпан Наилевна Хаматова родилась 1 октября 1975 года в Казани. Окончила ГИТИС, вышла замуж за однокурсника Ивана Волкова, сына известных актеров. Дебют в кино - в картине «Время танцора» Вадима Абдрашитова. Самые известные фильмы - «Страна глухих», «Гуд бай, Ленин!», «Дети Арбата». Самые яркие работы в спектаклях театра «Современник» - «Три товарища», «Гроза», «Три сестры», «Мамапапасынсобака». Сейчас замужем второй раз, имеет двоих дочерей. О ЧЕМ РОМАН? «Голая пионерка» написана в 1980 году Михаилом Кононовым, ныне живущим в Германии. В России опубликована в 2001-м. В романе повествование ведется от лица пулеметчицы Маши Мухиной, четырнадцатилетней полковой шлюхи. Военный быт предстает перед читателями глазами девочки, которая никому не отказывает. Святость и порок, добро и зло перемешано, как бывает только на войне. В конце концов оказывается, что от всего пережитого Муха сошла с ума. Для театра пьеса по роману написана Ксенией Драгунской. Ольга КУЧКИНА
|
![]() |
© 2002 Театр "Современник". |